МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе начального общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Юные инспектора дорожного движения»
для обучающихся 1-4 классов
с.Басмановское 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто
последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню,
поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со
спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они
выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные
правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара,
научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся
школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.
Цель:
воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре.
Задачи:
изучать правила пожарной безопасности и
действия на случай возникновения пожара;
изучать основные причины и обстоятельства
возникновения пожара;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных пожароопасных ситуациях;
развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного
отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде;
воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые, коллективное творчество.
Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видео
просмотры, практическая работа, КТД, экскурсии и др.
Сроки реализации программы: 1 учебный год -34 часа по 1 часу в неделю.
Работа ДЮП включает в себя 3 этапа:
- теоретический этап накопления знаний;
- практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
- пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться огнетушителем.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во
время пожара.
Результат деятельности учащихся:
- выставки творческих работ.
Реализация программы ДЮП позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности
жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной
жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определѐнных понятий
основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в
экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых
проблем в сложных жизненных ситуациях.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами
безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья:
уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать
о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учѐтом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной
школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся
опасные ситуации, в которых ребѐнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных
условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»
Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. Разработка эмблемы отряда
ЮДП. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных
ситуаций.
Практическая часть
Разработка эмблемы отряда ЮДП.
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»
Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной
охраны. Экскурсия в пожарную часть Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н.
Толстого «Пожарные собаки».
Практическая часть
Аппликация «Пожарные машины».
КТД «Пожарный – профессия героическая». Оформление стенгазеты.
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома»
Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые
могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила
безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Практическая часть
Викторина «Это нужно знать!»
Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»
Игра – практикум «Твои действия при пожаре»
Просмотр тематических фильмов.
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»
Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как
источник возможной опасности. Огонь и человек. Беседа – занятие «Новый год. Как не
испортить праздник». Правила установки ѐлки. Использование электрогирлянд. Правила
ухода за естественными и искусственными ѐлками. «Фейерверк – не игрушка».
Практическая часть
Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь»
День загадок на тему «Электробытовые предметы»
Игра – занятие «А у нас в квартире газ».
Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
Ролевой диалог с диспетчером 01.
Аппликация «Пожарные знаки».
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила
поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации.
Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила
поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного
поведения». Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил
поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического
фильма.
Практическая часть
Объѐмная аппликация «Огнетушитель».
Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического
фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении
газами». Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими
веществами.
Практическая часть
Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге»
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи при
отравлении газами.
Раздел 6. «Лесные пожары»
Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность
торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия
школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной
безопасности при разведении костра.
Практическая часть
Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!»
Оформление стенгазеты «Береги лес!»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Количество часов
всего
теория
практика
Введение. «Понятие опасности и
чрезвычайной ситуации»
Раздел 1. «Что такое служба
противопожарной безопасности»
Раздел 2. «Правила пожарной
безопасности дома»
Раздел 3. «Источники возможной
опасности в доме»
Раздел 4. «Противопожарный режим в
общественных местах»
Раздел 5. «Оказание первой
медицинской помощи»
Раздел 6. «Лесные пожары»
3
3
5
3
2
5
2
3
7
3
4
6
3
3
5
3
2
3
1
2
Итого
34
18
16
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
Наименование разделов и тем
Кол – во
часов
Сроки проведения
план.
1
2
3
Введение. «Понятие опасности и
чрезвычайной ситуации»
Знакомство с работой ДЮП
Цели и задачи отряда ДЮП
Общее понятие опасности и
чрезвычайной ситуации.
Профилактика опасных ситуаций.
1
1
1
Раздел 1. «Что такое служба
противопожарной безопасности»
Знакомство
с
профессией
пожарного.
Экскурсия
в
ПЧ16/4
село Мироново
1
6
Аппликация «Пожарные машины»
1
7
Беседа
«Пожарные
собаки».
Чтение рассказа Л.Н. Толстого
«Пожарные собаки».
КТД «Пожарный – профессия
героическая»
Раздел 2. «Правила пожарной
безопасности дома»
Как себя вести, когда ты дома
один.
Викторина «Это нужно знать!»
Возможные опасности и опасные
ситуации,
которые
могут
возникнуть дома.
Сюжетно – ролевая игра «Наш
дом»
Причина возникновения пожаров в
доме (помещении).
Просмотр тематических фильмов.
Правила безопасного поведения
при возникновении пожара в доме.
Игра – практикум «Твои действия
при пожаре»
Раздел 3. «Источники возможной
опасности в доме»
Беседа «Беда из коробка». Правила
пользования спичками.
Рисунок на тему «Спички не тронь
– в спичках огонь».
1
4
5
8
9
10-11
12
13
14-15
1
1
1
2
1
1
2
факт.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Электричество как источник
возможной опасности.
День загадок на тему
«Электробытовые предметы»
Газ как источник возможной
опасности.
Игра – занятие «А у нас в квартире
газ».
Огонь и человек.
Рисунок на тему «Огонь – друг,
огонь – враг».
Огонь в доме. Ролевой диалог с
диспетчером 01.
Аппликация «Пожарные знаки»
Беседа – занятие «Новый год. Как
не испортить праздник».
Раздел 4. «Противопожарный
режим в общественных местах»
Пожар в общественных местах
(школа, кинотеатр), причина
пожаров. Экскурсия по школе.
Правила поведения при
возникновении пожара в
общественных местах. Пути
эвакуации.
Первичные средства
пожаротушения.
Объѐмная аппликация
«Огнетушитель»
Возникновение пожара в
общественном транспорте, правила
поведения.
Просмотр тематического фильма.
Беседа «Страх, навыки
безопасного поведения»
Опасная высота - опасности,
возникающие при нарушении
правил поведения в жилище, на
балконах и лестничных клетках.
Просмотр тематического фильма.
Раздел 5. «Оказание первой
медицинской помощи»
Основные виды травм у детей
младшего школьного возраста.
Просмотр тематического фильма
Ожоги. Практическое занятие
«Правильное оказание помощи при
ожоге»
Дым и опасность. Беседа «Первая
медицинская помощь при
отравлении газами».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
Причины отравления
газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами.
Профилактика отравлений.
Практические
занятия
по
отработке
навыков
оказания
первой медицинской помощи.
1
1
Раздел 6. «Лесные пожары»
32
33
34
Лесные пожары. Действия
школьников по их
предупреждению.
Аппликация «Пусть, не затихнет
птичий гомон!»
Костер. Меры пожарной
безопасности при разведении
костра. Оформление стенгазеты
«Береги лес!»
Костер. Меры пожарной
безопасности при разведении
костра. Оформление стенгазеты
«Береги лес!»
1
1
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования
«ДЮП»
Личностные результы:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия
опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций
и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения
от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской
помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной
безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать
свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста,
образовательный процесс по основам пожарной безопасности должен быть построен на основе
дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от
частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном
процессе, относятся следующие.
Преемственность.
Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими
знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность.
Знания по основам пожарной безопасности следует давать постепенно, определенными дозами,
без
перегрузки.
Принцип развивающего обучения.
Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять
темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов
зазубривать
сложные
термины,
определения,
схемы,
таблицы
и
т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла
конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения
определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить
именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность.
Учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
Наглядность.
Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все
увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении
основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжкитетради с иллюстрированным материалом, книги, плакаты, макеты, специальное оборудование
для проведения игровых занятий, видеофильмы, мультфильмы и др.
Принцип единства воспитания и обучения.
На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и
дорогах,
в
общественных местах,
в
домашних
условиях.
Метод обучения
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные
методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказобъяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
Беседа.
Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт
школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала,
углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом
и школьниками,
он
активизирует
их
мышление.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от
них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной
информации,
неоднократное
повторение
в
процессе
занятий.
Игра.
Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют
задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на
формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в
привычных и непривычных условиях.
Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми. Постепенное усложнение
сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное
поведение учащихся.
Экскурсия.
Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают
значимость усвоенных
знаний,
умений,
навыков
и
привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день
возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в
других
формах
дидактических
занятий
с
применением
инноваций.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего
обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике
пожарной безопасности, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания,
наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной
и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.