Программа Подготовка к ОГЭ по русскому языку

«Согласовано»
заместитель директора
по учебной работе
МКОУ «Басмановкая СОШ»
_________Е. И. Берсенева
Рассмотрено на педсовете
№1 от 30.08.2022 г.

«Утверждаю»
директор
МКОУ «Басмановская СОШ»
__________Ю. В. Гомзикова
Приказ № 0109-8
от 01. 09. 2022 года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Создание текстов разных стилей и функционально-смысловых типов
речи».
«Подготовка к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему, литературоведческую (смысл финала) и морально-этическую тему».
9 класс.

Составитель:
Зубова И. Н.

с. Басмановское 2022 год.

Планируемые результаты.
Данный курс предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений,
необходимых при написании сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Эта работа
значима сама по себе. Она направлена на формирование умений воспринимать, понимать
и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, логично,
аргументировано выражать свою позицию. Эти универсальные умения будут
востребованы не только на экзаменах как в 9-м, так и в 11-м классах по всем предметам,
но и в процессе всего обучения в школе, а также в дальнейшем. Подлинной грамотностью
следует считать не только умение писать и читать без орфографических и
пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и
анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное
высказывание заданного типа.
Основная цель курса – помочь учащимся в осознанной работе по формированию тех
коммуникативных умений, которые позволят создавать письменные и устные
высказывания в соответствии с заданным стилем и речевой ситуации, в том числе и при
написании сочинений на лингвистическую тему, морально-этическую тему и тему,
связанную с толкованием слова.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных
задач:
•
учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, основную
и второстепенную информацию);
•

учить обрабатывать информацию звучащего текста;

•

продолжить отработку приемов сжатия текста;

•

учить сжато излагать прослушанный текст;

•
развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно
оформлять свою работу;
•
развивать умение формулировать собственное мнение и аргументированно его
доказывать;
•
учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
собственного сочинения;
•
развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации
целесообразно использовать:
-формы образования - комбинированный урок, лекции, беседы, практические работы;

-технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу, модульную,
проектную, информационно-коммуникативную и др.;
-методы образования – самостоятельная работа, фронтальный опрос, объяснение;
-методы мониторинга знаний и умений – тесты, творческие работы, контрольные работы.
Материал курса построен в определенной последовательности:
1.
Работа над созданием целостного текста сжатого изложения (содержание
изложения, приемы сжатия текста, использование приемов сжатия текста при написании
изложения, предупреждение фактических ошибок, специфика работы над цельностью,
речевой связностью и последовательностью сжатого изложения).
2.
Работа над созданием целостного текста сочинения (логика расположения
материала в тексте, основные содержательные блоки, основные композиционные
элементы, специфика написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях,
ответа на поставленный вопрос, цельность, речевая связность и последовательность
сочинения, виды логических ошибок).
Программа включает в себя:




теоретический материал;
практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями);
повторение трудных случаев орфографии и пунктуации

Программа курса содержит восемь разделов, которые постепенно тренируют
учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно
передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены
задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих
учащихся. Программа курса разработана с учетом типологии заданий части А и В
экзаменационной работы. Каждый раздел завершается промежуточным зачетом,
подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.В последних разделах
курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются
типы ошибок.
Вид факультативного курса- вспомогательный.
Принцип построения курса– вариативность.
Тематическое планирование составлено на основе Программы учебного курса в рамках
вариативной части учебного плана «Русский язык 8-9 класс. Сочинение и изложение» Долинина
Т.А., Екатеринбург, 2020 г. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Содержание курса
1.
Работа над написанием сжатого изложения (тема, микротема, основная мысль,
основная и второстепенная информация). Освоение приёмов сжатия текста: исключение,
обобщение, упрощение. Типичные ошибки при написании изложений и сочинений:
логические, фактические, речевые, грамматические.

2.
Написание сочинения на лингвистическую тему. Выразительно-изобразительные
средства лексики и синтаксиса и их роль в тексте.
3.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (моральноэтического характера). Интерпретация высказывания, смысловая цельность, речевая
связность и последовательность изложения, композиционная стройность сочинения.
4.
Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование
значения слова). Толкование значения слова, смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения, композиционная стройность сочинения.
Что такое изложение?
•

Требования к написанию изложения.

•
Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды
восприятия текста при слушании.
•

Алгоритм работы с текстом изложения.

•

Тема текста, микротема как наименьшая часть общей темы.

•

Ключевые слова исходного текста. Проблема.

•

Основная мысль текста (идея).

•

Способы связи предложений в тексте.

. Сжатое изложение. Способы сжатия изложения
•

Сжатое изложение

•

Способы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение)

Сочинение как речевая задача на экзамене
•

Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод.

•

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1).

•

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2).

Средства художественной выразительности
•

Лексика. Основные лексические понятия

•

Фонетика. Фонетические особенности слова

Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция (эпитет, сравнительный
оборот, метафора, олицетворение, гипербола)
Ошибки, которые подстерегают…
•

Речевые ошибки.

•

Грамматические ошибки.

•

Логические ошибки.

•

Фактические ошибки.

Трудные случаи орфографии и пунктуации
Повторение орфографических и пунктуационных правил ведется с учётом типологии
заданий части А и В.
•

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

•

Правописание приставок.

•

Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

•

Виды словосочетаний.

•

Главные члены предложения. Грамматическая основа.

•

Знаки препинания при однородных членах.

•

Знаки препинания при обособленных определениях.

•

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

•
Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных
конструкциях.
•

Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях.

Тематическое планирование.
№
урока

Тема урока

1.

Введение в курс.

2.

1.Подготовка к написанию сжатого
изложения.
Характеристика понятий: «сжатое
изложение», «подробное изложение»,
«выборочное изложение», «изложение с
творческим заданием» и т.д.
•
Требования к написанию изложения.
Чтение. Виды чтения.

Примечание
Общая характеристика заданий
итоговой аттестации.
Учить создавать не высказывание
вообще, а монологическое
высказывание определённого
функционально-смыслового типа
речи: описание, повествование,
рассуждение, а также смешанный
текст. Показать отличие разных видов
изложений.

Как нужно читать. Слушание.
Виды слушания.
Виды восприятия текста при слушании.
3.

Сжатое изложение. Адекватное
воспроизведение основного содержания,
сохранение композиционно-логической
структуры, стиля и типа исходного текста.
Критерии оценивания сжатого изложения
(требования к содержанию).
•Способы сжатия исходного текста
(исключение, обобщение, упрощение)

См. Долинина Т.А. «Русский язык 8-9
класс. Сочинение и изложение».
Стр.6-13.
Познакомить с основными приёмами
сжатия текста: содержательные
приёмы (исключение, обобщение);
Языковые приёмы (упрощение):
-упрощение-разбивка;
-упрощение- замена;
-упрощение сокращение,исключение);
-упрощение – слияние.
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.4.
Долинина Т.А. «ГИА по русскому
языку». Стр.8-9.

4 – 5.

6 – 7.

Восприятие и понимание текста.
Алгоритм работы с текстом изложения.
•
Тема текста, микротема как
наименьшая часть общей темы.
•
Ключевые слова исходного текста.
Проблема.
•
Основная мысль текста (идея).
•
Способы связи предложений в тексте.

Сжатие исходного текста.
Отработка навыков использования основных
приёмов сжатия текста (компрессии).

Работа с текстами. Учить понять
авторский замысел, основную идею,
основную мысль текста, умение
структурировать содержание,
выделять в тексте микротемы и
видеть, как микротемысвязаны
между собой.
См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому
языку. 9 класс.
Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие
для учителя и учащихся» стр.16-26.
Работа с текстами. Учить разделять
информацию на главную и
второстепенную, исключать
несущественную и второстепенную
информацию, свёртывать исходную
информацию за счёт обобщения
(перевода частного в общее)
См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому
языку. 9 класс.
Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие
для учителя и учащихся» стр.26-31.
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.4-8.

8.

Практикум. Написание сжатого изложения.

Оценка работы по критериям:
-содержание изложения.
-сжатие изложения.
-смысловая цельность, речевая
связность, последовательность.

9.

Работа над ошибками.

Анализ типичных ошибок.
См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому
языку. 9 класс.
Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие
для учителя и учащихся» стр. 9, 15,
31.

10.

11-15.

16.

17.

18.

2. Подготовка к сочинению – рассуждению.
Особенности композиции сочинениярассуждения:
-тезис (ответ на вопрос);
-доводы, обосновывающие вашу позицию;
-примеры из текста, подтверждающие
доводы;
-вывод.
1)Сочинение- рассуждение на
лингвистическую тему.
Проверка знания функций языкового
явления, умение проводить языковой анализ
текста.
-Критерии проверки сочинения на
лингвистическую тему. (стр.102)
-Требования к оформлению с.-р. Объём.
-Способы оформления аргументов.
-Способы оформления вступления (тезиса),
заключения (вывода).
-Средства связи абзацев и предложений в
сочинении.
-Основные ошибки, которые допускают
ученики при написании сочинениярассуждения.
-Роль лексических явлений в языке. ( см.
таблицу на стр.89-90. Смирнова Н.В.)
-Роль грамматических явлений в языке. (см.
таблицу на стр.91-92)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.
1. Связь грамматики и лексики в
русском языке.
Цитаты №1,2,5,9,13,23 и др.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.
2. Роль лексических явлений в языке.
Цитаты №7,7*,11,32.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.
3. Синтаксис. Функции знаков
препинания.
Цитаты №15,16,19,20.

Повторить типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Их отличительные особенности.
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.163.
Сделать ксерокопию таблиц.
Познакомить учащихся с открытым
банком цитат ФИПИ – 2014г.
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.100-101.
Сделать ксерокопию таблиц.
***Стр.85-99.

Алгоритм написания сочинения.
Анализ примеров №1, №2.
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.92-93.
Практикум. Самостоятельная работа.

Алгоритм написания сочинения.
Анализ примеров №1, №2, №3
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.93-94.
Практикум. Самостоятельная работа.
Алгоритм написания сочинения.
Анализ примеров №1, №2, №3
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.94-96.

19.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.
4. Богатство русской речи, точность
слова и т.д.
Цитаты №3,8,10,12,17,18,21,22,24,33.

20.

Сочинение на лингвистическую тему.
5. Темы, стоящие особняком.
Цитаты №4,6,14,34,36.

Практикум. Самостоятельная работа.
Алгоритм написания сочинения.
Анализ примеров №1, №2, №3
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.97-98.
Практикум. Самостоятельная работа.
Алгоритм написания сочинения.
Анализ примеров №1, №2, №3
См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без
проблем». Стр.98-100.
Практикум. Самостоятельная работа.

21.

2)Сочинение на литературоведческую
тему.
Требования к сочинению на
литературоведческую тему.
Критерии оценивания сочинения на лит.тему.
Средства художественной выразительности

22.

Этапы анализа финала текста.
. Ошибки, которые подстерегают…
•
Речевые ошибки.
•
Грамматические ошибки.
•
Логические ошибки.
•
Фактические ошибки.

23-25.

Уроки-практикумы по написанию сочинения
на литературоведческую тему. Анализ работ.

26.

3)Сочинение на морально-этическую тему.
Определение- термин на морально-

Самостоятельная интерпретация
учащимися смысла одного из
ключевых фрагментов текста.
Понятие «финал» - заключительный
фрагмент (абзац, несколько
предложений) произведения,
законченного отрывка,
соответствующий авторскому
замыслу.
«Интерпретация» - толкование,
объяснение, раскрытие смысла
фрагмента текста.
1.Определить и понять предмет
анализа.
2.Сформулировать тезис.
3.Дать пояснения к тезису,
интерпретировать его.
4.Обосновать высказанное суждение
примерами-аргументами из текста.
Примеры-аргументы можно вводить в
текст сочинения при помощи
-цитирования,
-применением вставных конструкций,
указав в скобках номера
соответствующих предложений.
5.Вывод. (1-2 предложения, в
которых можно высказать личностное
отношение к герою, к теме или к
проблеме рассказа.
См. стр. 103-104. Смирнова Н.В. «ОГЭ
без проблем».
Анализ типичных ошибок.
Проверка творческих работ на
соответствие критериям оценивания
сочинений.
Знакомство с терминами: «мораль»,
«нравственность», «Морально-

27.

этическую тему.
Словарь терминов. См. стр.105-109.
Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем».
Этапы написания сочинения на моральноэтическую тему.
См. стр.105-109.
Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем».
Научить отличать, не путать понятия
«мораль» и «нравственность»
См. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем»,
стр.105.

Изобразительно-выразительные средства
речи: понятие, функция (эпитет,
сравнительный оборот, метафора,
олицетворение, гипербола)

28 – 30.

Проработать критерии оценивания
сочинения на морально-этическую тему.
Задание 15.3.
См. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем»,
стр.109-110.

31 -32.

Отработка навыков написания сочинений на
морально-этическую тему.
Анализ работ.

этические нормы», «духовнонравственные ценности» и другие.
Этапы написания сочинения на
морально-этическую тему.
1. Сформулировать тезис – дать
определение понятия:
«…(Им.п.) – это…»
Прокомментировать
определение: «…это
нравственное (моральноэтическое) качество,
включающее в
себя…(перечислить
признаки)».
2. Сформулировать первый
аргумент, используя тему –
подлежащее из тезиса
применительно к данному
тексту: «В тексте ФИО…(В.п.)
проявляет…(назвать героя».
Кратко пересказать
содержание – как это
происходит.
3. Сформулировать второй
аргумент, используя тему –
подлежащее из тезиса
применительно к данному
тексту: « И в жизни…(И.п.)
часто встречается…Так,
однажды я наблюдал, как…»
(рассказать о похожем
случае).
4. Написать заключение о
важности такого явления в
жизни.
5. «Я считаю, что … человеку
важно уметь быть
(перевести
существительное в
прилагательное. Можно
процитировать золотое
правило нравственности»).
Работа с текстами.
Образцы сочинений.
Анализ творческих работ с точки
зрения соответствия их критериям
оценивания.

Типичные ошибки речевые,
грамматические, логические.

Работа над ошибками.
33 - 35

Контрольная работа в формате ОГЭ – 15.

Анализ работ.

Литература:
1. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинениерассуждение». Екатеринбург.2020.
2. Долинина Т.А. «Русский язык. 8-9 классы. Изложение и сочинение». Екатеринбург. 2019.
3. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем». Екатеринбург. 2014.
4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Сочинение на ОГЭ» Курс интенсивной подготовки. Ростов-наДону. 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».