«Согласовано» заместитель директора по учебной работе МКОУ «Басмановкая СОШ» _________Е. И. Берсенева Рассмотрено на педсовете №1 от 30.08.2022 г. «Утверждаю» директор МКОУ «Басмановская СОШ» __________Ю. В. Гомзикова Приказ № 0109-8 от 01. 09. 2022 года Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Создание текстов разных стилей и функционально-смысловых типов речи». «Подготовка к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, литературоведческую (смысл финала) и морально-этическую тему». 9 класс. Составитель: Зубова И. Н. с. Басмановское 2022 год. Планируемые результаты. Данный курс предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Эта работа значима сама по себе. Она направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, логично, аргументировано выражать свою позицию. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах как в 9-м, так и в 11-м классах по всем предметам, но и в процессе всего обучения в школе, а также в дальнейшем. Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа. Основная цель курса – помочь учащимся в осознанной работе по формированию тех коммуникативных умений, которые позволят создавать письменные и устные высказывания в соответствии с заданным стилем и речевой ситуации, в том числе и при написании сочинений на лингвистическую тему, морально-этическую тему и тему, связанную с толкованием слова. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач: • учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, основную и второстепенную информацию); • учить обрабатывать информацию звучащего текста; • продолжить отработку приемов сжатия текста; • учить сжато излагать прослушанный текст; • развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять свою работу; • развивать умение формулировать собственное мнение и аргументированно его доказывать; • учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения; • развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации целесообразно использовать: -формы образования - комбинированный урок, лекции, беседы, практические работы; -технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.; -методы образования – самостоятельная работа, фронтальный опрос, объяснение; -методы мониторинга знаний и умений – тесты, творческие работы, контрольные работы. Материал курса построен в определенной последовательности: 1. Работа над созданием целостного текста сжатого изложения (содержание изложения, приемы сжатия текста, использование приемов сжатия текста при написании изложения, предупреждение фактических ошибок, специфика работы над цельностью, речевой связностью и последовательностью сжатого изложения). 2. Работа над созданием целостного текста сочинения (логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки, основные композиционные элементы, специфика написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях, ответа на поставленный вопрос, цельность, речевая связность и последовательность сочинения, виды логических ошибок). Программа включает в себя: теоретический материал; практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями); повторение трудных случаев орфографии и пунктуации Программа курса содержит восемь разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих учащихся. Программа курса разработана с учетом типологии заданий части А и В экзаменационной работы. Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок. Вид факультативного курса- вспомогательный. Принцип построения курса– вариативность. Тематическое планирование составлено на основе Программы учебного курса в рамках вариативной части учебного плана «Русский язык 8-9 класс. Сочинение и изложение» Долинина Т.А., Екатеринбург, 2020 г. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Содержание курса 1. Работа над написанием сжатого изложения (тема, микротема, основная мысль, основная и второстепенная информация). Освоение приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Типичные ошибки при написании изложений и сочинений: логические, фактические, речевые, грамматические. 2. Написание сочинения на лингвистическую тему. Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в тексте. 3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (моральноэтического характера). Интерпретация высказывания, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, композиционная стройность сочинения. 4. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). Толкование значения слова, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, композиционная стройность сочинения. Что такое изложение? • Требования к написанию изложения. • Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании. • Алгоритм работы с текстом изложения. • Тема текста, микротема как наименьшая часть общей темы. • Ключевые слова исходного текста. Проблема. • Основная мысль текста (идея). • Способы связи предложений в тексте. . Сжатое изложение. Способы сжатия изложения • Сжатое изложение • Способы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение) Сочинение как речевая задача на экзамене • Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод. • Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1). • Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2). Средства художественной выразительности • Лексика. Основные лексические понятия • Фонетика. Фонетические особенности слова Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция (эпитет, сравнительный оборот, метафора, олицетворение, гипербола) Ошибки, которые подстерегают… • Речевые ошибки. • Грамматические ошибки. • Логические ошибки. • Фактические ошибки. Трудные случаи орфографии и пунктуации Повторение орфографических и пунктуационных правил ведется с учётом типологии заданий части А и В. • Правописание чередующихся гласных в корне слова. • Правописание приставок. • Правописание суффиксов прилагательных и причастий. • Виды словосочетаний. • Главные члены предложения. Грамматическая основа. • Знаки препинания при однородных членах. • Знаки препинания при обособленных определениях. • Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. • Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных конструкциях. • Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях. Тематическое планирование. № урока Тема урока 1. Введение в курс. 2. 1.Подготовка к написанию сжатого изложения. Характеристика понятий: «сжатое изложение», «подробное изложение», «выборочное изложение», «изложение с творческим заданием» и т.д. • Требования к написанию изложения. Чтение. Виды чтения. Примечание Общая характеристика заданий итоговой аттестации. Учить создавать не высказывание вообще, а монологическое высказывание определённого функционально-смыслового типа речи: описание, повествование, рассуждение, а также смешанный текст. Показать отличие разных видов изложений. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании. 3. Сжатое изложение. Адекватное воспроизведение основного содержания, сохранение композиционно-логической структуры, стиля и типа исходного текста. Критерии оценивания сжатого изложения (требования к содержанию). •Способы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение) См. Долинина Т.А. «Русский язык 8-9 класс. Сочинение и изложение». Стр.6-13. Познакомить с основными приёмами сжатия текста: содержательные приёмы (исключение, обобщение); Языковые приёмы (упрощение): -упрощение-разбивка; -упрощение- замена; -упрощение сокращение,исключение); -упрощение – слияние. См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.4. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку». Стр.8-9. 4 – 5. 6 – 7. Восприятие и понимание текста. Алгоритм работы с текстом изложения. • Тема текста, микротема как наименьшая часть общей темы. • Ключевые слова исходного текста. Проблема. • Основная мысль текста (идея). • Способы связи предложений в тексте. Сжатие исходного текста. Отработка навыков использования основных приёмов сжатия текста (компрессии). Работа с текстами. Учить понять авторский замысел, основную идею, основную мысль текста, умение структурировать содержание, выделять в тексте микротемы и видеть, как микротемысвязаны между собой. См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие для учителя и учащихся» стр.16-26. Работа с текстами. Учить разделять информацию на главную и второстепенную, исключать несущественную и второстепенную информацию, свёртывать исходную информацию за счёт обобщения (перевода частного в общее) См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие для учителя и учащихся» стр.26-31. См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.4-8. 8. Практикум. Написание сжатого изложения. Оценка работы по критериям: -содержание изложения. -сжатие изложения. -смысловая цельность, речевая связность, последовательность. 9. Работа над ошибками. Анализ типичных ошибок. См. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинениерассуждение. Методическое пособие для учителя и учащихся» стр. 9, 15, 31. 10. 11-15. 16. 17. 18. 2. Подготовка к сочинению – рассуждению. Особенности композиции сочинениярассуждения: -тезис (ответ на вопрос); -доводы, обосновывающие вашу позицию; -примеры из текста, подтверждающие доводы; -вывод. 1)Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Проверка знания функций языкового явления, умение проводить языковой анализ текста. -Критерии проверки сочинения на лингвистическую тему. (стр.102) -Требования к оформлению с.-р. Объём. -Способы оформления аргументов. -Способы оформления вступления (тезиса), заключения (вывода). -Средства связи абзацев и предложений в сочинении. -Основные ошибки, которые допускают ученики при написании сочинениярассуждения. -Роль лексических явлений в языке. ( см. таблицу на стр.89-90. Смирнова Н.В.) -Роль грамматических явлений в языке. (см. таблицу на стр.91-92) Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 1. Связь грамматики и лексики в русском языке. Цитаты №1,2,5,9,13,23 и др. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 2. Роль лексических явлений в языке. Цитаты №7,7*,11,32. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 3. Синтаксис. Функции знаков препинания. Цитаты №15,16,19,20. Повторить типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их отличительные особенности. См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.163. Сделать ксерокопию таблиц. Познакомить учащихся с открытым банком цитат ФИПИ – 2014г. См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.100-101. Сделать ксерокопию таблиц. ***Стр.85-99. Алгоритм написания сочинения. Анализ примеров №1, №2. См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.92-93. Практикум. Самостоятельная работа. Алгоритм написания сочинения. Анализ примеров №1, №2, №3 См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.93-94. Практикум. Самостоятельная работа. Алгоритм написания сочинения. Анализ примеров №1, №2, №3 См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.94-96. 19. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 4. Богатство русской речи, точность слова и т.д. Цитаты №3,8,10,12,17,18,21,22,24,33. 20. Сочинение на лингвистическую тему. 5. Темы, стоящие особняком. Цитаты №4,6,14,34,36. Практикум. Самостоятельная работа. Алгоритм написания сочинения. Анализ примеров №1, №2, №3 См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.97-98. Практикум. Самостоятельная работа. Алгоритм написания сочинения. Анализ примеров №1, №2, №3 См. Смирнова.О.В. «ОГЭ без проблем». Стр.98-100. Практикум. Самостоятельная работа. 21. 2)Сочинение на литературоведческую тему. Требования к сочинению на литературоведческую тему. Критерии оценивания сочинения на лит.тему. Средства художественной выразительности 22. Этапы анализа финала текста. . Ошибки, которые подстерегают… • Речевые ошибки. • Грамматические ошибки. • Логические ошибки. • Фактические ошибки. 23-25. Уроки-практикумы по написанию сочинения на литературоведческую тему. Анализ работ. 26. 3)Сочинение на морально-этическую тему. Определение- термин на морально- Самостоятельная интерпретация учащимися смысла одного из ключевых фрагментов текста. Понятие «финал» - заключительный фрагмент (абзац, несколько предложений) произведения, законченного отрывка, соответствующий авторскому замыслу. «Интерпретация» - толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста. 1.Определить и понять предмет анализа. 2.Сформулировать тезис. 3.Дать пояснения к тезису, интерпретировать его. 4.Обосновать высказанное суждение примерами-аргументами из текста. Примеры-аргументы можно вводить в текст сочинения при помощи -цитирования, -применением вставных конструкций, указав в скобках номера соответствующих предложений. 5.Вывод. (1-2 предложения, в которых можно высказать личностное отношение к герою, к теме или к проблеме рассказа. См. стр. 103-104. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем». Анализ типичных ошибок. Проверка творческих работ на соответствие критериям оценивания сочинений. Знакомство с терминами: «мораль», «нравственность», «Морально- 27. этическую тему. Словарь терминов. См. стр.105-109. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем». Этапы написания сочинения на моральноэтическую тему. См. стр.105-109. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем». Научить отличать, не путать понятия «мораль» и «нравственность» См. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем», стр.105. Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция (эпитет, сравнительный оборот, метафора, олицетворение, гипербола) 28 – 30. Проработать критерии оценивания сочинения на морально-этическую тему. Задание 15.3. См. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем», стр.109-110. 31 -32. Отработка навыков написания сочинений на морально-этическую тему. Анализ работ. этические нормы», «духовнонравственные ценности» и другие. Этапы написания сочинения на морально-этическую тему. 1. Сформулировать тезис – дать определение понятия: «…(Им.п.) – это…» Прокомментировать определение: «…это нравственное (моральноэтическое) качество, включающее в себя…(перечислить признаки)». 2. Сформулировать первый аргумент, используя тему – подлежащее из тезиса применительно к данному тексту: «В тексте ФИО…(В.п.) проявляет…(назвать героя». Кратко пересказать содержание – как это происходит. 3. Сформулировать второй аргумент, используя тему – подлежащее из тезиса применительно к данному тексту: « И в жизни…(И.п.) часто встречается…Так, однажды я наблюдал, как…» (рассказать о похожем случае). 4. Написать заключение о важности такого явления в жизни. 5. «Я считаю, что … человеку важно уметь быть (перевести существительное в прилагательное. Можно процитировать золотое правило нравственности»). Работа с текстами. Образцы сочинений. Анализ творческих работ с точки зрения соответствия их критериям оценивания. Типичные ошибки речевые, грамматические, логические. Работа над ошибками. 33 - 35 Контрольная работа в формате ОГЭ – 15. Анализ работ. Литература: 1. Долинина Т.А. «ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинениерассуждение». Екатеринбург.2020. 2. Долинина Т.А. «Русский язык. 8-9 классы. Изложение и сочинение». Екатеринбург. 2019. 3. Смирнова Н.В. «ОГЭ без проблем». Екатеринбург. 2014. 4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. «Сочинение на ОГЭ» Курс интенсивной подготовки. Ростов-наДону. 2015.