Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по курсу ВД Театральная студия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе основного общего образования

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Театральная студия»
5-6 классы

Пояснительная записка







Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия» для учащихся
5-6 классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012г №273–ФЗ« Об образовании в РФ»
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
второго поколения
Письма Министерства образования и науки № 03-296 от12.05.2011 г. «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования.
Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН
2.4.2.2821-10).
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия:
В.Г.Григорьева, П.В.Степанова методический конструктор «Внеурочная деятельность
школьников» пособие для учителей, А.П.Ершова «Театральная педагогика»,
А.П.Ершова, В.М. Букатов.
«Театральные подмостки школьной дидактики», Р.Ганелин «Программа обучения
детей основам сценического искусства», «Школьный театр».
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования
понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,
составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и
других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции; выстраивание
социального партнерства школы с семьей.
Данная программа направлена на создание условий для развития творческой
личности и создание условий для еѐ самореализации. Занятия театральной
деятельностью не только развивают психические функции личности ребенка,
художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к
межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Театр своей
многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь
ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться
своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно
игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая положительный результат.
Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации
и проверить на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и
решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и
внутренней социализации ребѐнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную
работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлѐнность, терпение и
другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;



пробуждаетинтересклитературе,детиначинаютчитатьсудовольствиемиболее осмысленно;









активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребѐнка; он
начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления –
словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческойатмосферы,
«когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим
обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только
в своѐ время и на своѐм месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация
самобытности, самостоятельности каждого ребѐнка. Этим и объясняется разработка
программы внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к
воспитанию, образованию, развитию ребѐнка средствами театра, т.е. ребѐнок на всех
уровнях – от первого года обучения ко второму – становится вовлечѐнным в
продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве
исполнителя (толкователя отдельной роли), а с другой (на более высоких ступенях) –
художника, композитора, режиссѐра, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить
на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления
действительности, выявления своего собственного отношения, а значит, внутренней
свободы - открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для детей
всех возрастных групп. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит
на плечах педагога-режиссѐра, который на всех его этапах является соавтором,
сотворцом ребѐнка.
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие
личности, включая еѐ физическое совершенствование. С этой целью в курс программы
включены занятия по сценическому движению, пантомиме. Программа предполагает
изучение истории мирового театра.
В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания
спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской
культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о
театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не
является конечным результатом программы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной
деятельности
«Театральная студия» выполняет
познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций
сформированы цели и задачи.
Цель программы: Создание условий для гармоничного развития ребенка,
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества,
сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения
обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми
социальными группами;
развитие эмоциональной сферы ребенка,
воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и
дальнего окружения;
формирование интереса к театру как средству познания жизни,
духовному обогащению;




развитие творческих способностей.
создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их
самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы,
преодолеть робость и застенчивость ознакомлению с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуре.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься
тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеосюжеты.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
В программе используются следующие методы иформы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
-словесный(беседа, этическая беседа, рассказ, диалог);
- наглядный(репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные
занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
-приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией,
через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность-показ спектаклей;
- проверка результатов обучения
через открытые уроки, конкурсы, фестивали,
семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный -разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый -во время работы детям даются задания в зависимости от
их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы:.
- исключения-умениеобнаружитьиустранитьвнутренниепрепятствияизажимы на пути
к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в
процесс создания и воплощения образа;
- физического действиявыстраивание партитуры роли на основе простых
физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в классе
предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное

участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и учащиеся выступают в качестве
партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип
работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условияхтеатральнойобразности;
- систематичности, последовательности -обучение ведется от простейших упражнений
и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти,
воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и
подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой
творческой
деятельности,
выбранной
ими
в
будущем.
Организационные формы:
 Групповая - эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма
творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается
выполнить работу.
 парная рассчитать работу на двоих.
 Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно,
поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно
объяснять задание.
Форма педагогической деятельности—учебное занятие.
Форма групповой работы—групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
1. контролирует;
2. отвечает на вопросы;
3. регулирует споры;
4. даѐт направление творческой деятельности;
5. объясняет;
6. показывает.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.













Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса:
идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различают основные нравственно-этические понятия;
соотносят поступок с моральной нормой;
оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения иэ тики;
мотивируют свои действия; выражают готовность в любой
ситуации поступить в
соответствии с правилами поведения,
проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность,
сопереживание, сочувствие, помощь и др.
выражаютположительноеотношениекпроцессупознания:проявляютвнимание,удивление,
желание больше узнать;
оцениваютсобственнуюучебнуюдеятельность:своидостижения,самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;
применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;
считаются
с
мнением
другого
человека; проявляют терпение и
доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику)
деятельности.









Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений(«убедительно, ложно,
истинно, существенно, несущественно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализироватьэмоциональныесостояния,полученныеотуспешной(неуспешной)
деятельности;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей);
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «чтоя
не знаю и не умею?»), находят ошибки, устанавливают их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнѐров;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместнойдеятельности, приходить к
общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого
этикета;
составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования,
приводят
убедительные
доказательства;
уметь
самостоятельно
выбирать,организовыватьнебольшойтворческийпроект,импровизировать;работатьвгрупп
е, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями.











Предметные
Учащиеся будут знать
правила поведения зрителя, этикету в театре до, вовремя и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства(опера ,балет,д рама; комедия, трагедия; и т.д.);
чѐтко произносить в разныхтемпах8-10скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом
на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;







читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбиратьрифмукзаданномусловуисоставлятьдиалогмеждусказочнымигероями.

Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трѐм уровням.
Первый уровень результатов – (Приобретение школьником
социальных знаний)
Знаком с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе
посещения спектаклей в профессиональных театрах),нормами трудовой этики (вовремя
репетиций), с образцами социально-приемлемого или не приемлемого поведения (чрез
разбор содержания готовящегося мини спектакля).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (формирование ценностного отношения к
социальной реальности:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия) школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, опыт самоорганизации, организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии юный человек действительно становится (а непросто узнаѐт о том, как
стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.


















Планируемыерезультатыосвоенияпрограммы1годобучения
осваивают основы первичных представлений о театре и его истории, владеют
театральной терминологией;
приобретают начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в
наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
приобретают первоначальное умение превращать своѐ поведение в поведение другого
человека, животного, предмета;
закрепляют навыки работы в группе, общения друг с другом, выстраивают партнерские
отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональность,
творческую фантазию и воображение, внимание и память, образное мышление, чувство
ритма;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
2год обучения:
освоитьтеоретическиипрактическипониманиетого,чтоповедение,действие–
выразительный язык актера, что актер – главное чудо театра;
освоить навыки выполнения простых физических действий, сопровождаемых
текстовым материалом;
владеть и пользоваться словесными воздействиями;
иметь навык импровизационного оправдания установленных мизансцен; навык
домашней работы над ролью; уметь вносить корректировку в своѐ исполнение отрывка;
уметь оценить работу своих товарищей, анализировать предлагаемый материал и
формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя;
способны к состраданию, сочувствию, сопереживанию;
помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике своим товарищам
через выступления перед одноклассниками и другой аудиторией;
уметь работать в группе, общаться друг с другом, самостоятельно выстраивать
партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании.
Данная образовательная программа имеет общекультурную
направленность. Срок реализации программы - 2 года.
Программаориентировананаобучающихся5-6классов
Предлагаемаяпрограммаимеетобщийобъѐм68 часов:
5 класс–34часа
6 класс–34 часа
Занятия техникой и культурой речи проводятся на каждом занятии
не зависимо от темы занятия.










Программа включает следующие разделы
Театр как вид искусства.
Актерская грамота, Сценическое искусство
Художественное чтение.
Сценическое движение.
Театральная игра
Просмотр спектакля.
Работа над пьесой.
Репетиционный период(постановка мини-спектаклей)

Учебно–тематический план программы «Театральная студия»
5 класс(34час.)
№

Раздел
программы

Коли- Количество
чество часов
часов

Характеристика деятельности
обучающихся

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Знакомство с учителем. Организационные вопросы. Инструктаж по технике
безопасности. Игры на сплочение.

2.

История театра.
Театр как вид
искусства

2

1

1

Знакомство с понятием театр. История
театра. Знакомство с театральными
профессиями. Театральными жанрами.

3

Актерская
грамота,
сценическое
искусство

8

2

6

4.

Художественное
чтение

3

1

2

На занятиях в игровой форме идет
работа
на
развитие
внимания,
воображения и фантазии, разыгрываются
этюды на взаимодействие с партнером.
Овладение
навыками
пантомимы.
Этюдное
оправдание
словесных
действий.
Развитие
артикуляционного
аппарата. Работа с дикцией на
скороговорках и чистоговорках.
Знакомство с законами художественного
чтения. Основами сценической лепки
фразы. Чтение вслух литературных
произведений.

5.

Сценическое
движение.

2

6.

Работа над
пьесой,
инсценировкой.

3

7.

Экспромт театр

1

2

2

Работа над пластикой. Разучивание
простейших танцевальных движений.

2

Учимся работать с пьесой,
инсценировкой. Определение главной
темы. Идеи автора. Определение жанра.
Чтение пьесы.

2

Учимся импровизации на экспромт
постановках.

8.

Репетиционный
период.
Постановки по
сказками
инсценировкам
рассказов

10

2

8

Постановки по выбранным
произведениям. Осваиваем сценическое
пространство. Овладеваем навыком
взаимодействия, сопереживания и
сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера.

9

Просмотр
спектакля для
детей и
юношества

2

1

1

Просмотр профессионального спектакля.
Обсуждение.

10.

№

Итоговое занятие 1

0.5

0.5

Итого

34

9

25

Раздел
программы

6 класс
Коли- Количество Количество
чество часов
часов
часов
Теория

Практика

Подведение итогов. Наши удачи и чему
еще нужно научиться.

Характеристика
деятельности обучающихся

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности.
Игры на сплочение.

2.

История театра.
Театр как вид
искусства

3

1

2

Знакомство с театрами Древнего
Востока, Древней Греции. Театр в ряду
других искусств. Просмотр фрагментов
видео-спектаклей. Презентации
«Театры Самары»

3

Актерская
грамота,
сценическое
искусство

11

2

9

.4.

Художественное
чтение

4

1

3

На занятиях в игровой форме идет
работа на развитие внимание
воображения и фантазии,
разыгрываются этюды на
взаимодействие с партнером.
Упражнения на коллективную
согласованность действий.
Формирование представления о
соответствии работы тела и речи.
Закрепление навыков действия в
пантомиме. Этюдное оправдание
словесных действий.
Учимся строить правильно фразу.
Понятие текста и подтекста,
произносимой фразы. Читка
литературного произведения и его
разбор.

5.

Сценическое
движение.

2

0.5

1.5

Работа над пластикой. Элементы
современного танца. Танцевальная
импровизация.

6.

Просмотр
спектакля для
детей и
юношества

2

1

1

Просмотр профессионального
спектакля. Обсуждение.

7.

Работа над
пьесой,
инсценировкой.

2

1

1

Учимся работать с пьесой,
инсценировкой. Определение главной
темы. Идеи автора. Определение жанра,
конфликта. Чтение пьесы.

8.

Репетиционный
8
период. Поста
новки по сказкам
и инсценировкам
рассказов

2

6

Постановки по выбранным
произведениям. Осваиваем сценическое
пространство. Овладеваем навыком
взаимодействия, сопереживания и
сочувствие. Осваиваем навыки
художника, реквизитора, костюмера.

9.

Итоговое занятие 1

0.5

0.5

Подведение итогов. Наши удачи и чему
еще нужно научиться.

Итого

9.5

24.5

34

Содержание программы «Театральное
искусство» 1-й год обучения
1.

Вводное занятие «Разрешите представиться»

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста.
Инструктаж по технике безопасности.
2. История театра. Театр как вид искусства
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее
представление о видах и жанрах театрального искусства: (драматический театр,
музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл, театр кукол) и др.
Народные

истоки

театрального

искусства.

Скоморохи

–

первые

профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование
скоморохов со стороны государства и церкви.
Знакомство с театральными профессиями. Спектакль –результат коллективного
творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
3. Актерская грамота и сценическое искусство
Многообразие выразительных средств в театре
Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и
шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское
искусство актера.
Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные

действия.

Психофизическая

выразительность

речи.

Словесные

воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных
действий.
Тренинги на внимание
Развиваем

воображение

и фантазию

Упражнения

на

расслабление

и

напряжение.
Обретения навыка оправдания своих действий, высказываний, вдумчивости.
4. Художественное чтение

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Основы практической работы над голосом. Гигиена речевого аппарата.
Литературное произношение.
Основы сценической

«лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.

Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение

фразы. Пояснения на басах и верхах.
Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного
произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью.
Привитие интереса к чтению: чтение вслух, чтение вслух по ролям, чтение с
актерской выразительностью.
5. Сценическое движение

Школы

и

методики

движенческой

подготовки

актера.

Развитие

психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предме-тами. Техника
безопасности.
Беседы:«В поисках собственного стиля», «Об Айседоре Дункан».
«Бальные»танцы:«Танец-шествие»,«Фигурный вальс».
Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе.
Научить красиво двигаться, держать корпус. Через умение кра- сиво двигаться
формировать чувства уверенности и раскованности. Разучивание элементарных
танцевальных движений. Разучивание элементов танца.

6. Работа над пьесой, инсценировками рассказа и сказки

Работа над выбранной пьесой, инсценировкой осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра будущего спектакля.
Работапокарточкам«отпрозыкдраматическомудиалогу»,
«Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых
характеристик персонажей через анализ текста», выразительноечтение по ролям,
расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения текста и движения.
7.

Экспромттеатр:

Активно и сиюминутно включает ребенка в творческий процесс, доставляярадость
от

творчества.

Экспромт

театр

приучает

ребенкак

самодисциплине,

к

интенсивности в работе, включаети развивает навык коллективного труда, в
познании на собственном опыте социализирующую роль искусства. Развивает
воображение и фантазию. Ребенок учится импровизации.

8. Работанадпостановкойинсценировки
Выборпроизведения.Определениеглавнойтемырассказаиидеиавтора, раскрывающиеся
через основной конфликт. Распределение ролей.
Выстраивание

взаимодействия

исполнителей.

Работа

с

мизансценой.

Закреплениевыстроенныхмизансцен.
Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых
диалогов. Темпо-ритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли.
Репетицииотдельныхкартинвразныхсоставах.Созданиеэлементовдекораций,
подбор реквизита и элементов костюма.
Подбормузыкидлямузыкальногооформленияспектакля.
Своднаярепетиция.Генеральнаярепетиция.

9. Просмотрспектаклядлядетейиюношества

Просмотрспектакляегообсуждение.

10. Итоговое занятие:

Подведениеитоговидостижений.

Календарно-тематическоепланированиепрограммы«Театральнаястудия»
1 год обучения
№
п.п

1.

2.

3.

Тема

Формыи
методыработы

Основноесодержаниеи
вид деятельности

Вводное Знакомствос Инструктажпотехнике
занятие. планомрабо- безопасности
Анкета«Вашипредложенияпо
ты.
работена уроках театра»
История
СловесЗнакомство с особенностями
театра. ные «Этиче- современного театра как вида
Театр
скаябеседа», искусства.Общеепредставлениео
как вид наглядные, видах и жанрах театрального
искусст- практическая искусства: драматический театр,
ва.
Групповая, музыкальный театр (опера, балет,
впарах
оперетта, мюзикл), театр кукол,
радио- и телетеатр.
Народные истоки театрального
скоморохи – первые
профессиональныеактерынаРуси, их
популярность в народе.
Знакомствостеатральными
профессиями.
Спектакль – результат
коллективноготворчества.Ктоесть
ктов театре. Актер – «главное чудо
театра».
Творческиеигры.
Игры «Театр в твоей жизни
(«Что такое театр?», «Театр в
твоем доме. Театр на ули-це»,
«Школьныйтеатр.
Упражнения-тренинги «Так и не
так в театре (готовимся, приходим,смотрим)». Занятие-тренингпо
культуре поведения «Как себявести
в театре».
Актер- Словесные
Артикуляционнаягимнастика,
ская инструкция, упражнения на дыхание.
грамота. практические Упражнения
и
игры
на
,групповые,в внимание: «Поймать хлопок»,
парах
«Невидимая
нить»,
«Много
ниточек,илиБольшоезеркало»,
«Шпион», «На одну букву»,
«Фотографы»,
«Слушаем
тишину».
Упражненияиигрынавообра-

Кол.
Час
теория

Кол всеЧас
го
пра
час.
ктика

0,5

0,5

1

1

1

2

1

4

5

жениеифантазию«Сочиним
сказку», «Оживи предмет»,
«Превращениепалочки»,«Работа
с воображаемыми предметами»
на коллективнуюсогласованность
действий(одновременно,другза
другом, вовремя);
воспитывающие ситуации «Что
будет, если я буду играть один»
Упражнения на расслабление и
напряжение.
Этюдноеоправданиезаданной
цепочки словесных действий.
4.

5.

Художественное
чтение

Словесные
инструкции,
практические
Групповая, в
парах

Артикуляционная гимнастика,
упражнения на дыхание
Упражнениянарождениезвука:
«Бамбук»,«Корни»,«Тряпичная
кукла», «Резиновая кукла»,
«Фонарь»,Антенна»,
«Разноцветныйфонтан».
Упражнения
на
развитие
артикуляционного
аппарат:
«улыбочка»,
«Хоботок»,
«Лошадка», «Вкусное варенье».
Разучиваем скороговорки и
чистоговорки.
Законы
художественного
чтения:
Фраза простая и сложная.
Главные ударные слова в
произведении.
Логические
паузы, синтаксические паузы.
Литературноепроизношение.
Основы сценической «лепки»
фразы (логика речи). Понятие о
фразе.Естественноепостроение
фразы.
Чтениевслухипоролям,
отрывков из сказок.
Сцени- Словесные, Школыиметодикидвиженческой
ческое практические подготовки
актера
Разминка
движе- Групповая
плечевого пояса:
ние.
«Ветрянаямельница»,«Миксер»,
«Пружина»,«Кошкалезетна
забор». Тренинг: «Тележка»,
«Собачка»,«Гусиныйшаг»,
«Прыжокнаместе».
Разучиваниеэлементарных
танцевальных движений.
Элементытанца«Впоисках
собственного стиля», «Танец-

1

2

3

2

2

6

7

8.

9.

шествие»,
Работа Словесные, Артикуляционнаягимнастика.
надпье- практичеУпражнения на дыхание.
сой ские.
Выборпьесы,рассказадля
инсце- Впарах.
инсценировки.
нировРабота над выбранной пьесой,
кой
осмысление сюжета, выделение
основных событий, являющихся
поворотными моментами в
развитии действия. Определение
главной темы пьесы и идеи
автора, раскрывающиеся через
основнойконфликт.Определение
жанра будущего спектакля.
Чтение и обсуждение
пьесы(инсценировки),еетемы,
идеи.
Работапокарточкам«отпрозы к
драматическому диалогу»,
«Сферадиалогаисфераигры»,
«Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик
персонажейчерезанализтекста»,
выразительное чтение по ролям,
расстановка ударение в тексте,
упражнения на коллективную
согласованность действий,
отработка логического
соединениятекстаи движения.
Сцени- Словесные,
Артикуляционнаягимнастика,
ческое практичеупражнения на дыхание.
искусст- ские.
Мимика, жест, пантомима.
во
Групповые,в Беседа – диалог «Что такое
парах
пантомима,
ее
роль
в
сценическом искусстве»
Упражнения иигры.«Плачущий
ребенок», « Что это?», «Где мы
были не расскажем, но что
видели, покажем», « Ты на том, а
я на
другом берегу», «За
стеклом».
Экс- Словесный,
Артикуляционнаягимнастика,
промт практиупражнения на дыхание.
театр ческий
Экспромт спектакль на
Группо- рассказ«Щи»,«Вгостяху
вая,впарах, инопланетянина»
индивиду«Музыкальныйдракон».
альная
Репети- Словесный,
цияинс- наглядный,
цени- практиче-

Артикуляционнаягимнастика,
упражнения на дыхание.
Чтениепоролям.Выстраива-

1

2

3

1

3

4

2

2

4

4

ровкипо ский.
рассказу Групповая,в
Драгун- парах,индиского видуальная

ние взаимодействия
исполнителей.
Работас
мизансценой.
Закреплениевыстроенных
мизансцен.
Репетицияпоэпизодам.С
отработкой диалогов.
Выразительность,произносимых
диалогов. Темпо-ритм речи.
Отработка монологов.
Пластическийрисунокроли.
Темпо-ритм.
Поиски музыкальнопластического решения
отдельныхэпизодовироли.
Репетицииотдельныхкартин в
разных составах.
Создание
элементов
декораций, подбор реквизита и
элементов костюма.
Подбор
музыки
для
музыкального
оформления
спектакля.
Сводная
репетиция.
Генеральнаярепетиция.
10. ИнсцеСловесАртикуляционнаягимнастика,
нировка ный,практи- упражнения на дыхание.
отрывка ческий.
Выборсказки.Чтениесказки.
из
Группо- .Определениеглавнойтемы
сказки вая,впарах, рассказа и идеи автора.
«Золуш- индивидуРаскрывающиесячерез
ка»
альная
основной конфликт.
Распределениеролей.
Чтениепоролям.
Выстраивание
взаимодействияисполнителей.
Работа смизансценой.
Закреплениевыстроенных
мизансцен.
Репетицияпоэпизодам.С
отработкой диалогов.
Выразительность,произносимых
диалогов. Темпо-ритм речи.
Отработка монологов.
Пластическийрисунокроли.
Темпо-ритм.
Поиски музыкальнопластического решения
отдельныхэпизодовироли.
Репетицииотдельныхкартин в
разных составах.
Создание
элементов
декораций,подборреквизитаи
элементовкостюма.

1

3

4

Просмо
Практитр
ческий.
сектакля
Групподля
вая
детей и
юношества
12
Инсце- Словесный,
нировка практичеотрывка ский
из сказ- Групповой,в
ки парах
«Снежная королева»
11

13 Итого- Словесные
воезаня- Групповая.
тие
ИТОГО:

Подбор музыки для
музыкальногооформления
спектакля.
Сводная репетиция.
Генеральнаярепетиция.
Просмотрспектакля.
Обсуждение спектакля.

Артикуляционная гимнастика,
упражнения на дыхание.
Выборсказки.Чтениесказки.
. Определение главной темы
рассказа и идеи автора,
раскрывающиесячерезосновной
конфликт.
Распределениеролей.
Чтениепоролям.
Выстраивание
взаимодействияисполнителей.
Работа смизансценой.
Закреплениевыстроенных
мизансцен.
Репетицияпоэпизодам.С
отработкой диалогов.
Выразительность,произносимых
диалогов. Темпо-ритм речи.
Отработка монологов.
Пластическийрисунокроли.
Темпо-ритм.
Поиски музыкальнопластического решения
отдельныхэпизодовироли.
Репетицииотдельныхкартин в
разных составах.
Создание
элементов
декораций, подбор реквизита и
элементов костюма.
Подбор музыки для
музыкальногооформления
спектакля.
Сводная репетиция.
Генеральнаярепетиция.
Подведениеитоговидостижения

СПОСОБЫПРОВЕРКИРЕЗУЛЬТАТА:

1

1

8,5

1

2

2

2

1

25,5 34

1.Педагогическоенаблюдение.
2.Собеседование.
3.Самооценка.
4.Отзывы детей и родителей.
5.Коллективноеобсуждениеработы.
6.Анкетирование.
7.Постановки.
8.Самоанализ.
9.участиевшкольныхмероприятиях

Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса






Ноутбук;
Флэшкартасмуз.произведениями,презентациями,видео
Реквизитдляэтюдовиинсценировок;
Материалдляизготовленияреквизитаиэлементовкостюмов
элементыкостюмовдлясозданияобразов;

Списоклитературыдляучителя:
Р.ГанелинПрограммаобучениядетейосновамсценическогоискусства Школьный
театр .  ...
biblioteka.teatr-obraz.ru
ГенераловИ.А.Программакурса«Театр»для начальнойшколыОбразовательная
система«Школа2100» Сборникпрограмм.
Дошкольноеобразование.
Начальнаяшкола(ПоднаучнойредакциейД.И.Фельдштейна).
М.:Баласс,2008.
ПохмельныхА.А.Образовательная программа«Основы театрального искусства».
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.ВГригорьева,П.В.Степанова«Внеурочнаядеятельностьшкольников.
Методический
конструктор»
пособие
для
учителей
https:(//studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847
f22c9cf865281083d8)(распечатка с интернет ресурса)
. А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной
дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
А.П.Ершова.Театральнаяпедагогика
izumzum.ru›health…ershova-teatralenaya-pedagogika…
Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги
...biblioteka.teatrobraz.ru›Книги/Статьи›АктерскоемастерствоСамоучительактерскогомастерств
а:Монолог|Театральная...biblioteka.teatr-obraz.ru›
Актерскоемастерство
театральнаяпедагогикавсовременной школе-Издательская ...
www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
Гиппиус«Гимнастикачувств»(распечаткасинтернет ресурса)З.Я.Караготский
«Этюдишкола»dramateshka.ru›…methods…z-yakorogodskiyj…nachaloАвторы: К: Корогодский З.Я., Театральная
библиотека...theatre-library.ru›authors/k/korogodskiy
В.Стеценко«100уроковтеатра»htpss//studiofiles.net/Сборникзанятийпосценическ
ой речи и актерскому...infourok.ru›sbornik-zanyatiy-po…rechi…masterstvu…
Сборник игр и упражнений по актѐрскому мастерствуФеофанова
davaiknam.ru›text/sbornik-igr-i-uprajnenij-po…Актерскоемастерство4Brainhttps://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/
Юмористическиеигрыдлядетей.Содержание...
booklot.ru›genre/detskie/detskaya…book…pantomima/
Списоклитературыдлядетей:К.С.Станиславский «Работаактеранадсобой»
К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
Детскаяэнциклопедия,т.12«Искусство».-М.:«Просвещение»,1968.

Учебно-методический
Образовательнаяобласть
Внеурочная
деятельность
«Театральное
искусство»

и дидактически комплекс внеурочной деятельности
«Театральнаястудия»5-6классы

Программное
обеспечение

Методическоеобеспечение

Дидактическое
обеспечение

При
разработке
программы
были использованы учебнометодические
пособия:
В.Г.Григорьева,
П.В.Степанова
методический
конструктор
«Внеурочная
деятельность
школьников»
пособие для
учителей,
А.П.Ершова
«Театральная
педагогика».,
А.П.Ершова,В
.М.Букатов
«Театральные
подмостки
школьнойдидактики»,

Р.Ганелин Программа обучениядетейосновамсценического искусства Школьный театр
. 
biblioteka.teatr-obraz.ru
ГенераловИ.А.Программакурса
«Театр»дляначальнойшколы
Образовательная система
«Школа 2100» Сборник программ.Дошкольноеобразование.
Начальнаяшкола(Под научнойредакциейД.И.Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Похмельных А.А. Образовательнаяпрограмма«Основы
театрального искусства».
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.В Григорьева,
П.В.Степанова «Внеурочная
деятельность школьников.
Методический конструктор»
пособие для учителей
https:(//studfiles.net/download.php?
id=1622320&code=7183c36b6158
47f22c9cf865281083d8)(распечатк
а с интернет ресурса)
.А.П.Ершова,В.М.Букатов
“Театральные подмостки
школьной дидактики”, Историясоциоигровойпедагогики,
драмогерменевтика
А.П.Ершова.Театральнаяпедагогика
izumzum.ru›health…ershovateatralenaya-pedagogika…
Театральная педагогика | Театральная библиотека:
пьесы,книги ...
biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги /
Статьи›Актерскоемастерство
Самоучительактерскогомастерства: Монолог | Театральная ...
biblioteka.teatr-obraz.ru› Актер-

Текстыбасен.
Сказки
«Снежнойкоролевы», «Золушка»
стихотворения
«Зиманедаром
злится…»
Текст пьесы
Островского
«Не всекоту
масленица»
Фломастеры,
бумага

Интернетресурс

Презентации
«Историятеатра»
«Видыижанры
театра»,
«Виды театральногоискусства»
«Театры
г.Челябинска»
«Пословицыи
поговрки в
картинках
«Маски»
«МирзакулиКарточки
сья»
С крылатыми Флэшкарта С
выражениями
подбором
Репродукции
музыкидлясопровождения
Литературное
этюдов, минипроизведение
спектаклей,
для чтения и Флэш карта с
практической
музыкой
работы
«Метель»,
Стихи
Свиридов
Е.Евтуше-ко,
«ВремявпеА.Вознесенског ред»,
о,
Григ«ВпещеВ.Маяковского ре»
Стихи Чуковского
Реквизит, элементы костюмов, материал
для изготовлененияреквизита

скоемастерство
театральнаяпедагогикавсовременнойшколе-Издательская ...
www.eosnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925
.pdf
Гиппиус«Гимнастикачувств»
(распечатка с интернет ресурса)
З.Я.Караготский«Этюдишкола»dramateshka.ru›…methods…zya-korogodskiyj…nachalo
Авторы:К:КорогодскийЗ.Я.,Т
еатральная
библиотека...theatrelibrary.ru›authors/k/korogodskiyВ
.Стеценко «100 уроков
театра»htpss//studiofiles.net/
Сборник занятий по сценической речи и
актерскому...infourok.ru›sborni
k-zanyatiypo…rechi…masterstvu…Сборни
к игр и упражнений
поактѐрскому
мастерствуФеофанова
davaiknam.ru›text/sbornik-igr-iuprajnenij-po…
Актерскоемастерство4Brainhttps://4brain.ru/akterskoemasterstvo/
Юмористическиеигрыдлядетей.Со
держание...booklot.ru›genre/detskie/
detskaya
…book…pantomima/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».