МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации Талицкого
муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе основного общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
9 класс
с. Басмановское, 2025 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку «Сложные вопросы
русского языка» предназначена качественной подготовки выпускников к сдаче письменного
и устного экзамена. Программа предполагает более детальное изучение некоторых вопросов
филологии, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить знания по
русскому языку за курс основной школы.
В
процессе
занятий
обучающиеся
совершенствуют
орфографические,
пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую
направленность. Данный курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику,
необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые
позволят школьникам успешно осваивать программу старшей школы и на более высоком
уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Курс является предметно ориентированным и даѐт
учащимся возможность проверить свои способности в области языкознания, нацелен на
поддержание навыков правописания, на расширение знаний учащихся об истории языка, о
функционировании слова в речи.
Цель курса: повышение уровня речевой грамотности обучающихся и их подготовка к
успешному прохождению ГИА.
Задачи курса:
• формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях
письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
• повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
• расширять навыки самостоятельной работы;
• развивать навыки работы со справочной литературой;
формировать навыки
исследовательской работы.
Формы деятельности:
1) индивидуально-ориентированная;
2) групповая;
3) фронтальная.
Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические
приемы:
•
обобщающие беседы;
•
семинары;
•
практикумы;
•
консультации;
•
презентации;
•
составление таблиц, памяток, самодиктантов;
•
анализ тестовых заданий; творческая работа; тестирование.
Программа рассчитана на 34 часа.
2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Сложные вопросы русского языка»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
•
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
•
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
•
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
•
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
•
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
•
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать еѐ, убеждать;
•
понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Выпускник научится:
•
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
•
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль,
логику изложения
учебно-научного, публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать еѐ в устной форме;
•
передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
•
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в
том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
•
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных
и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и
воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
•
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов
(видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
•
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
•
использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
•
отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
3
•
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
•
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на
еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых
текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
•
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравст-венно-этические, бытовые, учебные темы (в
том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных
предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения
(сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии,
история, участие в беседе, споре);
•
обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
•
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
•
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и
жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
•
выступать перед аудиторией с докладом; публичнозащищать проект, реферат;
•
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного
общения;
•
анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
•
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
•
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
•
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
•
писать рецензии, рефераты;
•
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
•
писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтомвнеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
4
•
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
•
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
•
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учѐтом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия,
реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме,
деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка Выпускник
научится:
•
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,
официально-деловые,
тексты
художественной
литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
•
различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как
жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как
жанры разговорной речи);
•
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля;
рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера,
рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
•
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
•
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
•
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
•
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять, сочинение-рассуждение в публицистическом и
художественном стилях; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере
общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать
дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств;
•
анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
•
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Фонетика
и
орфоэпия.
Выпускник научится:
•
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
•
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать еѐ в различных видах деятельности.
5
Выпускник получит возможность научиться:
•
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
•
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
•
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
•
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
•
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
•
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
•
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и
оценивать их;
•
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
•
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
•
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность
слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова,
принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
•
группировать слова по тематическим группам;
•
подбирать к словам синонимы, антонимы;
•
опознавать фразеологические обороты;
•
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
•
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
•
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,
эпитет, олицетворение);
•
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм
синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в
различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
•
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
•
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
•
опознавать омонимы разных видов;
•
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
•
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи;
•
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического
словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
6
Морфология
Выпускник научится:
•
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
•
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
•
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать синонимические средства морфологии;
•
различать грамматические омонимы;
•
опознавать основные
выразительные
средства
морфологии в
публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности
употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
•
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
•
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
•
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной
и смысловой организации, функциональной предназначенности;
•
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
•
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной
речевой практике;
•
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать синонимические средства синтаксиса;
•
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических
конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
•
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация Выпускник
научится:
•
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме
содержания курса);
•
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
•
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
•
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать еѐ в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
•
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
•
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Сложные вопросы русского языка»
Речь и речевое общение
1) Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая
и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2) Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными
видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в
разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность
1) Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2) Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача
содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развѐрнутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приѐмами работы с учебной книгой и
другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических
высказываний разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации
общения. Отбор и систематизация материала на определѐнную тему; поиск, анализ и
преобразование информации, извлечѐнной из различных источников. Текст
1) Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Стили речи.
Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2) Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и
составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ
языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого
высказывания. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Слог. Ударение. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих,
твѐрдых и мягких согласных. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
8
Морфемика и словообразование
1. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая
морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Исторические, позиционные
чередования.
Этимологический словарь.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в
другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная
цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессе
формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных
цепочек слов.
Использование морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных
учебных задач.
Лексикология и фразеология
1. Толковые словари. Стилистические пласты лексики. Словари лексической сочетаемости
слов. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки,
афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и
пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и
стилистической принадлежности. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики. Лексико-грамматические разряды слов.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Синтаксис
1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в
словосочетании. Синтаксические синонимы.
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Виды сказуемого. Обособленные члены предложения.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространѐнные
и нераспространѐнные, предложения осложненной и неосложнѐнной структуры, полные и
неполные. Виды односоставных предложений.
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и
вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Сложные предложения с разными видами связи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов.
Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи.
Построение синтаксических синонимов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
ТЕМА
Кол-во часов
1
Язык и речь. Говорение, слушание, чтение, письмо.
1
2
Монолог. Диалог. Полилог. Речевая ситуация и коммуникативная задача.
1
3
Текст. Структура текста. Тема и микротема.
Логическое ударение и интонация при чтении.
Тексты на основе услышанных. Изложение текстов разных типов речи. Отбор
языковых средств при создании текстов разных стилей.
Логические ошибки при создании текста. Ошибки в построении текста
(нарушение абзацного членения и последовательности изложения)
«Найди ошибку»: анализ изложений и сочинений выпускников прошлых лет.
Проверка работ с учетом критериев изложения и сочинения.
Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические словари.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные словари.
1
Морфемы членимые и нечленимые. Основы производные и непроизводные.
Диахрония и синхрония языковых явлений при объясненииправописания слов.
Лексика и фразеология. Синонимы, антонимы (в том числе и контекстуальные),
омонимы.
Фразеологизмы. Афоризмы. Фразеологические словари. Поиск фразеологизмов
в тексте.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы, фигуры,
лексические средства.
Урок-практикум. Анализ художественных текстов. Поиск в них средств
выразительности. Составление собственных текстов в художественном или
публицистическом стилях.
Урок-практикум. Анализ художественных текстов. Поиск в них средств
выразительности. Составление собственных текстов в художественном или
публицистическом стилях.
Классификация частей речи. Вопрос об отглагольных прилагательных,
притяжательных местоимениях, СКС.
Служебные части речи. Производные предлоги. Составные, двойные,
повторяющиеся союзы при однородных членах предложения.
Формообразующие частицы.
Союзы сочинительные и подчинительные. СПП, в которых между однородными
придаточными частями есть сочинительный союз.
Синтаксис. Синтаксическая связь в словосочетании и предложении. Виды связи
в словосочетании.
Синтаксическая замена словосочетаний.
Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Обособление. Согласованное
распространѐнное обособленное определение. Приложение.
Обособленное дополнение. Обособленное обстоятельство.
Урок-практикум. Решение теста по теме: «Простое предложение»
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Знаки
препинания в сложных предложениях. Роль детерминанта при расстановке
знаков препинания в сложном предложении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Определение вида придаточной связи. Роль средства связи. Союзы и союзные
слова.
Построение предложений - синтаксических синонимов.Замена СПП с придаточной
определительной частью на простое, осложнѐнное обособленным
(необособленным) определением.
СПП с несколькими придаточными. Способы подчинения придаточных частей к
главной.
БСП. Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения как основа
выбора знака препинания между ними.
Урок-практикум по теме «Сложное предложение».
Прямая и косвенная речь. Способы цитирования.
Сочинение-интерпретация. Работа с текстом. Составление плана, отбор языковых
средств. Поиск аргументов.
Сочинение-интерпретация. Написание сочинения. Корректировка. Работа с
черновиком.
Сочинение-комментарий. Составление плана, отбор языковых средств. Поиск
аргументов.
Сочинение-комментарий. Написание сочинения. Корректировка. Работа с
черновиком.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11