Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Основы правовых знаний»
для основного общего образования
Срок освоения: 1 год (8 класс)
Составитель:
Дыновская О.Н., учитель истории
и обществознания
2023
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Основы правовых знаний» предназначен
для обучающихся 8 классов.
Рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний»
разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО,
положения о рабочих программах обновленных ФГОС НРМОБУ « Куть-Яхская
СОШ».
Программа имеет развивающую, деятельностную и практическую
направленность.
Цели изучения курса «Основы правовых знаний»:
- формирования представлений о праве как об особой форме регулирования
отношений в обществе;
- воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам
человека;
- формирования демократического уклада жизни, обеспечивающего учащимся
умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм,
регулирующих отношения в обществе;
- развития способности строить собственное правомерное поведение в рамках
имеющихся свобод, прав и обязанностей;
- проведения практикумов с моделированием типичных правовых ситуаций и
социальных явлений, институтов демократии, практическое освоение навыков
ведения дискуссии и отстаивания своей точки зрения;
- развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с
непредсказуемым результатом, способностей к анализу социальных и правовых
норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего
собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
Задачи изучения курса «Основы правовых знаний»
- правоведческое содержание призвано активизировать познавательный
интерес, способствовать усвоению основ правовых знаний, обеспечивающих их
успешные действия в реальных правоотношениях и ситуациях, способствовать
познанию учащимися норм отраслевого законодательства: гражданского,
семейного, трудового, уголовного, административного и других.
- интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач
правоведческого
курса.
Интеллектуальное
развитие
обеспечивается
информативной насыщенностью уроков, организацией процесса обучения с
применением современных образовательных технологий, способствующих
формированию способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми
нормами и способности к реальным действиям в таких ситуациях.
в рабочую программу включены материалы, обладающие широкими
воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение
общечеловеческих ценностей.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребѐнка. Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Формы организации деятельности:
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым
темам (беседы, деловые игры, викторины, блиц-опросы, интерактивные лекции
с последующими дискуссиями, диспуты, семинары).
Программа реализуется в течение одного учебного года, занятия проводятся 1
раз в неделю (34 часа).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
8 класс
Тема 1. Что такое право (5 ч)
Понятие и виды социальных норм, их роль в регулировании общественных
отношений. Виды социальных норм: религиозные, моральные, политические,
экономические, эстетические и другие нормы. Отличия правовых от иных
социальных норм.
Система права. Нормы права и ее структура. Гипотеза. Диспозиция. Санкция.
Основные отрасли права.
Источники (формы) права. Юридическая характеристика основных источников
права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты (указы Президента
РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция как основной закон
государства. Ее отличительные признаки. Правила действия нормативных
правовых актов.
Техника работы с источником права. Как найти нужный закон. Порядок
официального опубликования закона («Российская газета», «Собрание
законодательства РФ»). Основные реквизиты нормативных правовых актов.
Компьютерные информационные правовые системы. Кодексы и их структура.
Тема 2. Правоотношения (5 ч)
Правоотношения. Признаки правоотношения. Состав правоотношения. Субъекты
права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права. Физические лица как
индивидуальные субъекты права. Коллективные субъекты права: юридические
лица, муниципальные образования, государство. Правоспособность и
дееспособность субъекта права. Юридические факты как основания
возникновения правоотношений. События и действия. Правомерные действия.
Противоправные действия.
Правонарушения: понятие и виды. Признаки правонарушения. Состав
правонарушения. Виды правонарушений. Вина и ее формы (умысел,
неосторожность). Виды преступлений. Виды проступков: гражданский,
административный, дисциплинарный.
Юридическая ответственность: понятие, признаки. Цели и принципы
юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности.
Гражданско-правовая, уголовная, административная ответственность.
Тема 2. Государство (4 ч)
Понятие и основные признаки государства. Формы государства: форма правления,
форма государственного устройства, политический режим.
Демократическое правовое государство. Принципы демократии: консенсус,
компромисс, толерантность. Правовое государство: идея и принципы.
Правовое государство и гражданское общество. Условия появления правового
государства: экономические, политические, духовные, юридические и социальные
предпосылки.
Гражданское общество, его черты и элементы.
Тема 3. Право и человек (5 ч)
Правовой статус человека и гражданина. Международные документы по правам
человека. Классификация основных прав и свобод. Принципы правового статуса
личности. Гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности человека и
гражданина.
Личные права и свободы человека. Право на жизнь, свободу, достоинство,
неприкосновенность, частную жизнь и др.
Экономические, социальные и культурные права. Право на образование. Порядок
оказания платных образовательных услуг. Трудовые права и свободы. Право на
свободу творчества, участие в культурной жизни и т.д.
Политические права граждан: право на объединение, свободу печати и
информации, участие в управлении делами государства и др.
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав
ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений международного права
о правах детей в российском национальном законодательстве. Права
несовершеннолетних, закрепленные в Семейном кодексе РФ.
Тема 4. Право и государство (8 ч)
Конституция как основной закон государства. Необходимость принятия
Конституции РФ 1993 года. Структура Конституции РФ: основы
конституционного строя, права и свободы личности, федеративное устройство,
система и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
основы местного самоуправления. Основные черты Конституции РФ:
верховенство, легитимность и прямое и непосредственное действие Конституции
РФ.
Основы конституционного строя. Форма правления и форма государственного
устройства. Основы российского политико-правового режима. Принципы
экономической жизни.
Международные нормы и принципы в правовой системе России. Понятие и
сущность международного права. Особенности международного права.
Организация Объединенных наций как международное объединение государств.
Международные
договоры.
Их
виды
(межгосударственные,
межправительственные,
межведомственные).
Порядок
заключения
международных договоров. Нормы международного права как составная часть
правовой системы России. Общепризнанные принципы норм международного
права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).
Законодательный процесс, его этапы: законодательная инициатива, рассмотрение
законопроекта в Государственной Думе, рассмотрение закона Советом
Федерации, подписание закона Президентом РФ, обнародование. Отлагательное
вето Президента. Особенности принятия Федеральных конституционных законов.
Организация государственной власти. Органы государственной власти. Принцип
разделения властей. Государственный аппарат. Президент государства как глава
страны. Федеральное собрание как представитель законодательной власти в
стране. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты российского
парламента. Исполнительная власть. Роль правительства страны в системе
исполнительных органов государства. Органы государственной власти субъектов
РФ.
Местное самоуправление и его роль в жизни общества. История местного
самоуправления в России. Принципы местного самоуправления (организационная
обособленность, самостоятельность в решении вопросов местного значения).
Основные вопросы местного значения и механизм их правового решения. Органы
местного самоуправления и их компетенция. Право граждан на осуществление
местного самоуправления.
Судебная система Российской Федерации. Судебные органы страны.
Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд, Верховный суд РФ.
Структура судебной власти на местах. Роль суда присяжных в системе
правосудия. Мировые судьи. Требования к судейскому корпусу РФ.
Правоохранительные органы. Судебные приставы и их компетенция. Органы
прокуратуры, их компетенция и назначение. Органы внутренних дел. Полиция
криминальная и общественной безопасности. Нотариат. Адвокатура и ее функции.
Тема 5. Человек и государство (6 часов)
Гражданство РФ. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства,
равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание
гражданства. Приобретение гражданства по регистрации, рождению. Прием в
гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания
прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и обязанности,
которые принадлежат только гражданину государства.
Основы избирательного права. Принципы выборов в РФ. Этапы избирательного
процесса: назначение выборов, создание избирательных округов и участков,
избирательные комиссии и их функции, составление и уточнение списков,
выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование и
подсчет голосов, итоги голосования.
Общественные объединения. Их роль в жизни людей. Формы общественных
объединений. Общественные
организации, общественные движения,
общественные фонды. Органы общественной самодеятельности. Молодежные и
детские общественные объединения. Профессиональные союзы и их значение.
Политические партии в общественной жизни страны.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Налоги и их роль в государстве. Особенности налоговой системы России.
Прямые и косвенные налоги. Налоговые органы.
Обязанность платить налоги. Основы налогового законодательства РФ. Права и
обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения.
Воинская обязанность и ее сущность. Понятие воинского учета. Призыв на
военную службу. Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок
поступления на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская
служба.
1 час отводится на итоговое повторение и тестирование по пройденному
учебному курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
Программа позволяет добиваться личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения образовательной программы основного
общего образования.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах,
демократии, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить
выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять правовые явления и процессы социальной
действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать
- адекватные способы деятельности и модели поведения в них; овладении
различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) исследовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение
изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде;
- выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление о праве, государстве и роли
человека в нем;
- знание ключевых правовых понятий;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в
пределахсвоей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам,
подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе ценностей.
Номер
Название раздела
раздела
1
Что такое право
Количество
часов
5
ЭОР/ ЦОР
https://resh.edu.ru/
2
Правоотношения
5
https://resh.edu.ru/
3
Государство
4
https://resh.edu.ru/
4
Право и человек
5
https://resh.edu.ru/
5
Право и государство
8
https://resh.edu.ru/
6
Человек и государство
6
https://resh.edu.ru/
7
Итоговое
повторение
учебному курсу
Итого:
по
1
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
(1 час * 34 недели = 34 часа)
№ Дата
п/п
1
Наименование раздела, темы
Что такое право (5 ч)
Социальная норма. Виды социальных
норм.
Источники
права.
Система
законодательства.
Колво
часо
в
ЭОР/ ЦОР
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
Нормативно – правовой акт. Законы.
Подзаконные акты.
Правовая норма ее элементы
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
6
Как найти нужный закон. Кодексы и их
структура
Правоотношения (5 ч)
Что такое правоотношение.
1
https://resh.edu.ru/
7
Субъект и объект права.
1
https://resh.edu.ru/
8
Правоспособность и дееспособность
физических лиц.
Что такое правонарушение. Признаки и
состав правонарушения.
Юридическая ответственность.
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
2
3
4
5
9
10
11
12
Государство (4 ч)
Государство: понятие и основные
признаки.
Формы политико-правового режима.
13
Демократическое правовое государство.
1
https://resh.edu.ru/
14
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
17
Гражданское общество и его основные
черты
Право и человек (5 ч)
Общая характеристика прав и свобод
человека. Личные права человека.
Документы регламентирующие права и
свободы граждан.
Классификация прав и свобод.
1
https://resh.edu.ru/
18
Права несовершеннолетних
1
https://resh.edu.ru/
19
Возрастные границы детства.
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
15
16
22
Право и государство (8 ч)
Конституция РФ – основной закон
государства. Основы конституционного
строя.
Понятие сущность международного
права. Международные нормы и
принципы в правовой системе России.
Как принимаются законы.
23
Организация государственной власти.
1
https://resh.edu.ru/
24
Президент – глава государства.
1
https://resh.edu.ru/
25
Принцип разделения властей.
1
https://resh.edu.ru/
26
Органы местного самоуправления и их
компетенции.
Судебная
система
РФ.
Правоохранительные органы.
Человек и государство (6 ч)
Гражданство РФ.
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
Понятие «Избирательное право». Право
избирать и быть избранным.
Этапы избирательного процесса.
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
Общественные
объединения.
Политические партии, их роль в
общественной жизни страны.
1
https://resh.edu.ru/
20
21
27
28
29
30
31
32
33
34
Конституционные обязанности человека
и гражданина.
Обязанность платить налоги. Права
налогоплательщика.
Воинская
обязанность.
Итоговое повторение по учебному курсу
«Основы правовых знаний»
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/