МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе основного общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025
Рабочая программа
курса внеурочной
деятельности
«Математическая грамотность»
для обучающихся 8 классов
с. Басмановское, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня
математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление
и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения.
Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие
учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам
и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая
грамотность» разработана для обучающихся 8 классов. На изучение курса
«Математическая грамотность» в 8 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» имеет обще интеллектуальное направление.
Актуальность курса
Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации.
Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта
точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального
совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные
умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых
разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования.
Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным,
изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать
информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху
информатизации, и роль математического образования в развитии способности
оперировать любой системой представления информации становиться ключевой.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена
необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с
потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью,
многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением
информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как
это "способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах
жизни и деятельности на основе прикладных знаний". Одним из ее видов является
математическая грамотность.
Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах.
Задачи курса:
-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей
действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики; выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью
применения математики;
-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в
контексте поставленной проблемы;
2
-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный
контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного,
профессионального и научного характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» направлен на
формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному
эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности
к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству
и математических способностей; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; готовности к
самообразованию и самовоспитанию; компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и деятельности; устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами является формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им; адекватно
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия
и
вносить необходимые коррективы в исполнение; выдвигать способы решения в
проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий
контроль по результату и по способу действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия;
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути
достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию как
осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
3
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической
и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно
реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели
группы и позволять её участникам проявлять собственную
энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы,
учебные задачи или проблемные ситуации);
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов
решения проблемы творческого и поискового характера;
синтез как основа
составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов;
использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии,
постановки аналитических вопросов для решения задач;
умение понимать и
адекватно оценивать язык средств массовой информации;
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в
соответствии с целью чтения; выбирать наиболее эффективные способы решения
задач в зависимости от условий;
анализировать объект с выделением
существенных и несущественных признаков; выбирать основания и критерии для
сравнения, классификации объектов;
осуществлять подведение под понятие,
выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание
необходимости их проверки на практике;
4
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и
проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.
Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать
практические навыки
выполнения
устных,
письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные
алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и
нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать
функционально- графические представления для описания и анализа реальных
зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить
основные факты и
методы планиметрии, познакомиться с простейшими
пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры,
использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших
средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Виды внеурочной деятельности и режим занятий
Виды внеурочной деятельности, применяемые при изучении курса «Математическая
грамотность»:
-игровая деятельность
-познавательная деятельность
-проблемно-ценностное
общение
-художественное творчество.
Формы проведения занятий:
-практические занятия;
-лекции
-самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал внеурочного курса «Математическая грамотность»
реализуется через:
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
5
•
•
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,
что
даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Математика в повседневной жизни (10 часов)
Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в
устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе
товаров и услуг, организации отдыха и др.
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 часов)
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков,
карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа
с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с
буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи.
Математика и общество (6 часов)
Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей
гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч.
для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Задачи на чертежах (6 часов)
Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой.
Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт.
Математика и профессии (6 часов)
Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного
отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания
своих интересов и профессиональной направленности личности. Демонстрация
возможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных
задач.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Всего
1
Математика в повседневной жизни
10
2
6
3
Геометрические задачи в заданиях
ОГЭ
Математика и общество
4
Задачи на чертежах
6
5
Математика и профессии
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/
п
Тема занятия
Всего
Чтение чертежей
1
2
Участок
1
3
Практическая работа по теме «Участок»
1
4
Задача про «Шины»
1
5
Практическая работа по теме «Шины»
1
6
Покупки
1
1
7
8
Решение задач на покупки
Карманные расходы
1
1
7
Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы»
1
Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни»
1
9
10
11
12
Геометрические фигуры
Упражнения, направленные на освоение терминологии
13
Верные и неверные утверждения
14
Работа
с текстовой информацией:
анализ,
дс
в
и
г
ф
ск
имв
ьно
ид
пре та лен е в ра иче ом и с
ол
мв е
15
виде
1
Работа
с текстовой информацией:
анализ,
п р е дст а вл е н ие в гр а фи ч е ско м и с им вол ьно м
1
1
интерпретация,
1
интерпретация,
1
16
Проверочная работа по теме «Геометрические
задачи в заданиях
ОГЭ»
1
17
Права человека
1
18
Практическая работа по теме «Права человека»
1
19
Охрана окружающей среды
1
20
Межкультурная коммуникация
1
21
22
23
24
25
26
Проектная работа по теме «Математика и общество»
Проверочная работа по теме «Математика и общество»
Задачи на готовых чертежах
Упражнения, направленные на формирование умения читать чертеж
Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой
Геометрия на клетчатой бумаге
1
1
1
1
1
1
27
Геометрия на клетчатой бумаге
1
28
Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах»
1
29
30
Математика в профессиональной деятельности
Математика в профессиональной деятельности моих родителей
1
1
8
31
Математические задачи в
профессиях
1
32
Проектная работа по теме «Математика и профессии»
1
33
Промежуточная аттестация в форме творческой работы
1
34
Защита проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Башарин, Г.П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к
газете «Первое сентября»). - №27. – 1995.
2. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М.,
1997.
3. Водинчар, М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, сплавы и растворы
методом уравнений // Математика в школе. – 2001. - №4.
4. Дорофеев, Г.В., Седова, Е.А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод.
пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.
5. Егерман,Е. Задачи с модулем. 9-10 классы// Математика.-№23.—2004. – С. 18-20.
6. Коршунова, Е. модуль и квадратичная функция // Математика. - №7. – 1998.
7. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Математическаяграмотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 Ч 1,2, выпуск 2 Ч.1,2, Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. В 2-х ч.; под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.О.Рословой.— М.; СПб.:
Просвещение, 2020 — (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).
8. Симонов, А.С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. - №5
9. Скворцова, М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы // Математика.- №20. – 2004.
– С.17
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru
https://onlinetestpad.com/ru/tests
https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru – коллекция образовательных ресурсов; InternetUrok.ruвидео уроки;
www.math-on-line.com-занимательная математика;
LearningApps.org https://math5-vpr.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, интерактивная доска, проектор, принтер, маркерная доска, справочные таблицы,
демонстрационные плакаты.
9
10