Приложение № 3
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
И.о.директора МКОУ
«Басмановская СОШ»
Ю.А.Михайлова
Приказ № 3008-1от 30.08.2024
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2024
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Рукотворный мир»
для обучающихся 1-4 классов
с. Басмановское, 2024 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Рукотворный мир» по для 1-4
классовразработана на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего
образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования», а также Программы воспитания. Примерной программы
«Художественное
творчество:
станем
волшебниками»
(Автор
Т.Н.Проснякова. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва,
«Просвещение». 2018г.)
Приоритетной целью художественного образования является духовнонравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира. Культуро созидающая роль
программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами,
напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного
мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных
народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и
жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Методологической
основой курса является системно-деятельностный подход в начальном
обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром
прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в
соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа
развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя
каждому ребенку широкие возможности для самореализации и
самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей,
проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами художественного
творчества; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Задачи курса: развивать природные задатки и способности, помогающие
достижению успеха в художественном творчестве;
формировать
прикладные
умения
и
навыки;
научить приёмам исполнительного мастерства;
научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определение
понятий, используемых в опыте мастеров искусств;
воспитывать интерес к активному познанию истории материальной
культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Научность данной программы:
Данная программа развивает интеллектуально -творческий потенциал
учащихся, предоставляя каждому ребёнку широкие возможности для
самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных
способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости
мышления.
Практическая направленность:
Содержание занятий направлено на освоение приёмов и методов работы с
бумагой, тканью, пряжей, различными инструментами, что пригодится в
дальнейшем на уроках технологии, а также участия в олимпиадах и
конкурсах.
Обеспечение мотивации:
1. Развитие интереса к технологии как предмету.
2.
Успешное усвоение учебного материала на уроках технологии.
Познавательность:
Курс программы рассчитан на учащихся начальной школы, увлекающихся
художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное
время один раз в неделю. Задания направлены на освоение языка
художественной выразительности искусства, а также языка декоративноприкладного искусства (аппликация, декоративные композиции из
скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого
предполагается работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми
основных правил изображения; овладение материалами и инструментами
изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с
искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического
отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со
сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от
результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие
задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для
решения творческой задачи; развитие стремления к творческой
самореализации средствами художественной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно нравственному
воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания
создаются условия для воспитания:
патриотизма через активное познание истории материальной культуры и
традиций своего и других народов;
трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых
навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования
изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие
красоты природы, знакомство с художественными ценностями
материального мира, эстетической выразительностью предметов
рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе
выполнения коллективных художественных проектов);
бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с
природным материалом, создания из различного материала образов картин
природы, животных и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых
материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс выделяет и другие приоритетные
направления, среди которых: интеграция предметных областей для
формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных
действий;
формирование
информационной
грамотности
современного
школьника;
развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам
деятельности,
получение
и
совершенствование
определенных
технологических навыков.
Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе
место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей
жизни.
Общая характеристика курса
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход
в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с
огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные
технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа
развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя
каждому ребенку широкие возможности для самореализации и
самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей,
проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с
содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить
многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями,
повышает качество освоения программного материала, мотивированность
учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с
такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур,
разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и
др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира),
литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову,
точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций,
алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и
творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и
обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет
возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными
свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе
использования информационной среды образовательного учреждения и
возможностей современного школьника. В программу включены задания,
направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях,
справочниках. Передача учебной информации производится различными
способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет
приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых
группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих
работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в
учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания
занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения
ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные
ситуации.
Повышению
мотивации
способствует
создание
положительного
эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание
творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются
фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент
детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию
интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода
информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах,
позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки,
пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен
определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при
этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В
большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои
варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять
их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового
технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не
точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход
позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося,
поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него
частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует
организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать
другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и
несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»:
«Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях
«Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс). Многие
задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного
творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный
творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Формы организации учебного процесса:
Ведущими формами организации внеурочной деятельности предполагаются:
практические занятия;
творческие конкурсы (рисунков, поделок);
инсценировки;
коллективные игры и праздники;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
творческие домашние задания;
мини-проекты
. Основные виды деятельности учащихся:
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с технологией;
работа в парах, в малых и больших группах;
коллективный творческий проект;
творческие работы.
Количество часов на рабочую программу
Курс рассчитан на 4 года обучения
Всего на изучение данного курса в начальной школе выделяется по 34 часа в
год для 2-4 классов (2 часа в неделю); в 1 классе – 33 часа.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного
творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым
способам
самовыражения;
адекватное
понимание
причин
успешности/неуспешности творческой
деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания
; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную
Познавательные
универсальные
учебные
действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета; использовать знаки, символы,
модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме
; анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задач
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат
возможность:
развивать воображение,
техническое мышление,
познавательные интересы;
образное мышление, интеллект, фантазию,
конструкторские способности, сформировать
расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными
видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей
семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь
другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и
свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении
класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
1 класс
Аппликация и моделирование. Аппликация из природных материалов на
картоне. Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц.
Мозаика из бисера и пайеток. Аппликация из круглых салфеток.
Динамическая открытка с аппликацией. Моделирование из бумаги и
проволоки. Выпуклая аппликация. Коллективная работа.
Работа с пластическими материалами. Отпечатки на пластилине.
Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе.
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе.
Разрезание смешанного пластилина проволокой. Лепка из теста.
2 класс
Аппликация и моделирование. Аппликация и мозаика из обрывных
кусочков бумаги. Аппликация из птичьих перьев. Аппликация из кружев.
Аппликация из ткани. Аппликация из деталей оригами. Мозаика из ватных
комочков. Прорезная аппликация. Гофрированные цепочки. Складывание
гармошкой. Выпуклая мозаика из плотной бумаги. Моделирование из
картона. Рамочка. Моделирование объемного изделия из гофрокартона.
Моделирование
из
гофрированной
бумаги.
Моделирование
из
гофрированной бумаги и проволоки. Многослойное торцевание на
плоскости. Работа с пластическими материалами. Отпечатки на
пластилине. Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной
основе. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе.
Разрезание смешанного пластилина проволокой. Лепка из теста.
3класс
Текстильные материалы. Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома.
Моделирование из помпонов. Изонить. Аппликация из нитяных валиков.
Приклеивание ниток по спирали. Аппликация из распущенного трикотажа.
Вышивание по ткани. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу.
Аппликация из жатой ткани. Аппликация из ткани и ниток. Шитье по
выкройкам. Пластические материалы. Раскатывание пластилина.
Получение плоских изображений. Разрезание пластилина. Мозаика из
разрезных деталей. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной
основе. Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. Разрезание
пластилина, аппликация. Лепка из теста на каркасе
4 класс
Работа с бумагой. Аппликация с раздвижкой. Оригами из окрашенной
бумаги. Симметричное силуэтное вырезание. Транспарантное вырезание.
Аппликация из рельефной бумаги. Коллаж из различных материалов.
Объемное моделирование из бумаги. Объемные изделия в технике
многослойного торцевания. Моделирование из гофрированной бумаги на
проволочном каркасе. Моделирование из фольги. Веерное гофрирование.
Трубочки из гофрированной бумаги. Прорезание канцелярским ножом.
Конструирование игрушки с подвижными деталями. Текстильные
материалы. Аппликация из ткани. Петельный шов. Аппликация из
синтепона со сдвижкой. Вязание крючком. Шитье мягкой игрушки.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№
п/п
1
Название темы/раздела
Виды деятельности
Раздел 1.Аппликация и
моделирование 22 часа
Аппликация из природных
Определять значение признака
Дата
часы
1
материалов на картоне
2
3
4
5
Аппликация из природных
материалов на картоне
Аппликация из природных
материалов на картоне
Аппликация из природных
материалов на картоне
Аппликация из геометрических
фигур
9
Аппликация из геометрических
фигур
Аппликация из геометрических
фигур
Аппликация из геометрических
фигур
Аппликация из пуговиц
10
Аппликация из пуговиц
11
Мозаика из бисера и пайеток
12
Мозаика из бисера и пайеток
13
Аппликация из круглых
салфеток
Аппликация из круглых
салфеток
6
7
8
14
15
16
Динамическая открытка с
аппликацией
Динамическая открытка с
аппликацией
17
Моделирование из бумаги и
проволоки
18
Моделирование из бумаги и
проволоки
Выпуклая аппликация.
Коллективная работа
19
20
21
22
Выпуклая аппликация.
Коллективная работа
Выпуклая аппликация.
Коллективная работа
Выпуклая аппликация.
(цвет, форма, размер,
количество элементов).
Работа с листьями. камнями.
Изображение цветов.
Работа с ракушками,
стружками. Изображение
цветов.
Работа с засушенными
цветами, листьями, ракушками.
Аппликация из разных видов
бумаги; изображение
натюрморта из арбуза и
фруктов
Аппликация из цветной.
журнальной, тетрадной бумаги.
Работа с бумагой; изготовление
аппликации «деревья».
Аппликация из геометрических
фигур
Работа с пуговицами,
картоном.
Работа с пуговицами,
изготовление аппликации
«бабочки»
Работа с картоном, бисером,
блестками.
Выполнение аппликации из
бисера и пайеток «бабочки».
Работа с салфетками для торта,
картон
Выполнение аппликации из
салфеток для торта на картоне
«деревья»
Работа с картоном, цветной
бумагой.
Выполнение динамической
открытки с аппликацией
«собачки».
Работа с белой и
гофрированной бумагой,
проволокой.
Моделирование из бумаги и
проволоки «цветы»
Работа с калькой,
гофрированной бумагой,
цветной бумагой.«деревья»
Выполнение выпуклой
аппликации «деревья».
Выполнение выпуклой
аппликации «деревья».
Выполнение выпуклой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Коллективная работа
Раздел 2.Работа с
пластическими материалами
11 часа
Отпечатки на пластилине
24
Рисование пластилином
25
Рисование пластилином
26
Обратная мозаика на
прозрачной основе
Обратная мозаика на
прозрачной основе
27
28
Моделирование из природных
материалов на пластилиновой
основе
29
Моделирование из природных
материалов на пластилиновой
основе
Разрезание смешанного
пластилина проволокой
Разрезание смешанного
пластилина проволокой
30
31
32
33
Лепка из теста
Лепка из теста
аппликации «деревья»
Работа с пластилином,
картоном. Выполнение рисунка
«цветы».
Работа с пластилином, рисунок
«кошки».
Работа с пластилином, рисунок
«кошки».
Работа с пластилином, рисунок
«деревья»
Выполнение работы «фрукты»
из пластилина, прозрачных
крышек.
Выполнение панно
«фисташковое дерево» из
скорлупы фисташек,
пластилина, веточек.
Работа с скорлупой фисташек,
пластилином, веточками.
1
Работа с пластилином, тонкой
проволокой.
Выполнение панно «бабочки»
из пластилина, тонкой
проволоки.
Лепка из соленого теста
Выполнение фигурок
«собачки»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 часов)
№
п/п
Название темы/раздела
Виды деятельности
моделирование 48 часов
Моделирование из журнальной
бумаги, картона
1
Выполнение аппликации и
мозаики «бабочки»
1
5
Аппликация из ткани
6
Аппликация из деталей
Выполнение аппликации из
перьев, картона «бабочки».
Выполнение аппликации из
кружев, картона «бабочки».
Выполнение аппликации из
накрахмаленной ткани, картона
«бабочки».
Аппликация с элементами
1
4
Раздел 1. Аппликация и
Аппликация и мозаика из
обрывных кусочков
бумаги
Аппликация и мозаика из
обрывных кусочков
бумаги
Аппликация из птичьих
перьев
Аппликация из кружев
1
2
3
Дата
часы
1
1
1
10
оригами
Аппликация из деталей
оригами
Мозаика из ватных
комочков
Мозаика из ватных
комочков
Прорезная аппликация
11
Прорезная аппликация
12
Гофрированные цепочки
13
Гофрированные цепочки
14
Складывание гармошкой
15
Выпуклая мозаика из
плотной бумаги
Выпуклая мозаика из
плотной бумаги
Моделирование из
картона. Рамочка
Моделирование из
картона. Рамочка
Моделирование объемного
изделия из гофрокартона
Моделирование объемного
изделия из гофрокартона
Моделирование из
гофрированной бумаги
Моделирование из
гофрированной бумаги и
проволоки
Моделирование из
гофрированной бумаги и
проволоки
Многослойное торцевание
на плоскости
7
8
9
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Раздел 2. Работа с
25
26
27
Раскатывание и обрубовка
пластилина
Раскатывание и обрубовка
пластилина
Выпуклая аппликация из
пластилина
оригами «Вспомним лето». Цветы
Работа с бумагой, картоном.
1
Работа с ватой, бумагой,
картоном.
Выполнение мозаики «собачки».
1
Работа с картоном, различными
материалами.
Прорезная аппликация с
использованием различных
материалов
Выполнение мини-проекта
«цветы» из гофрированной
бумаги, картона.
Моделирование из гофрированной
бумаги
Складывание гармошкой.
Объемные игрушки из
журнальной бумаги «бабочки».
Выполнение выпуклой мозаики из
цветной бумаги, картона
Изготовление мозаики «цветы»
1
Работа с картоном, цветной
бумагой.
Моделирование из картона.
Рамочка для фотографии
Работа с гофрированным
картоном.
Моделирование объемных форм
из гофрокартона.
Моделирование из гофрированной
бумаги
Работа с гофрированной бумагой,
цветной бумагой, проволокой.
1
Моделирование из гофрированной
бумаги и проволоки
1
Торцевание на плоскости из
гофрированной бумаги, картона
«цветы»
пластическими материалами 10
часов
Выполнение мини-проекта из
пластилина «цветы».
Выполнение мини-проекта из
пластилина «цветы».
Работа с пластилином «кошки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
Выпуклая аппликация из
пластилина
Торцевание на пластилине
30
Торцевание на пластилине
31
33
Разрезание слоеного
пластилина
Разрезание слоеного
пластилина
Лепка из теста
34
Лепка из теста
28
32
Работа с пластилином «кошки».
1
Работа с пластилин,
гофрированной бумагой.
Торцевание на пластилине.
Времена года. «Деревья».
Работа с пластилином,
проволокой.
Выполнение панно «бабочки».
1
Работа с соленым тестом
«бабочки».
Лепка из соленого теста
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часов)
№
п/п
1
2
Название темы/раздела
Виды деятельности
Раздел 1. Текстильные
Аппликация из резаных
нитей
Нитяная бахрома
Материалы 26 часа
Выполнение панно из шерсти,
картона «собачки».
Работа с шерстью, тесьмой
«собачки».
Работа с шерстью, тесьмой.
Моделирование из проволоки и
помпонов «собачки», «кошки».
Моделирование из проволоки и
помпонов «собачки», «кошки».
Моделирование из проволоки и
помпонов «собачки», «кошки»
Работа с картоном, мулине
Изонить на картонной основе
«деревья».
Изонить на картонной основе
«деревья»
Работа с шерстью, картоном.
7
8
Нитяная бахрома
Моделирование из
помпонов
Моделирование из
помпонов
Моделирование из
помпонов
Изонить
Изонить
9
Изонить
10
15
Аппликация из нитяных
валиков
Аппликация из нитяных
валиков
Аппликация из нитяных
валиков
Приклеивание ниток по
спирали
Аппликация из
распущенного трикотажа
Вышивание по ткани
16
Вышивание по ткани
3
4
5
6
11
12
13
14
Выполнение аппликации из
нитяных валиков «деревья»
Выполнение аппликации из
нитяных валиков «деревья»
Работа с шерстью, картоном.
Аппликация «кошки».
Работа с трикотажем, картоном.
Аппликация «бабочки».
Вышивка на ткани нитками «
мулине»
Вышивание. Стебельчатый и
тамбурный швы. «Бабочки».
Дата
Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Вышивание по ткани
18
19
Вышивание по ткани
Аппликация из ткани,
приклеенной на бумагу
20
Аппликация из жатой ткани
21
Аппликация из ткани и
ниток
22
Шитье по выкройкам
23
Шитье по выкройкам
24
Шитье по выкройкам
25
Шитье по выкройкам
26
Шитье по выкройкам
27
28
29
30
31
Раздел 2. Пластические
Раскатывание пластилина.
Получение плоских
изображений
Разрезание пластилина.
Мозаика из разрезных
деталей
Разрезание пластилина.
Мозаика из разрезных
деталей
Обратная аппликация из
пластилина на прозрачной
основе
Пластилиновые нити,
продавленные сквозь сито
32
Пластилиновые нити,
продавленные сквозь сито
33
Разрезание пластилина,
аппликация
Лепка из теста на каркасе
34
Вышивание. Стебельчатый и
тамбурный швы. «Бабочки».
Вышивание по ткани
Работа с тканью, бумагой,
тесьмой. Выполнение аппликации
«бабочки».
Работа с тканью, бумагой,
картоном. Выполнение
аппликации «собачки»
Работа с картоном, тканью,
шерстью. Выполнение
аппликации «кошки».
Работа с тканью, шерстью,
тесьмой.
Выполнение мини-проекта
«бабочки», «цветы».
Выполнение мини-проекта
«бабочки», «цветы».
Выполнение мини-проекта
«бабочки», «цветы».
Выполнение мини-проекта
«бабочки», «цветы».
материалы 8 часов
Работа с пластилином, картоном.
«Кошки».
1
Работа с пластилином, картоном.
Мини-проект «цветы»
1
Работа с пластилином, картоном.
Мини-проект «цветы»
1
Обратная аппликация из
пластилина на прозрачной основе
«кошки».
Работа с пластилином,
металлическим ситом, картоном
«цветы»
Работа с пластилином,
металлическим ситом, картоном
«цветы»
Работа с пластилином, картоном
«цветы»
Лепка из соленого теста на основе
из фольги. Работа «собачки».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 4 класс (34 часов)
№
Название темы /раздела
Виды деятельности
Дата
часы
п/п
1
Раздел 1. Работа с бумагой 23
Аппликация с раздвижкой
2
Оригами из окрашенной
бумаги
3
Оригами из окрашенной
бумаги
Симметричное силуэтное
вырезание
Симметричное силуэтное
вырезание
Транспарантное вырезание
Транспарантное вырезание
4
5
6
7
8
9
Аппликация из рельефной
бумаги
Коллаж из различных
материалов
15
16
17
Объемное моделирование из
бумаги
Объемное моделирование из
бумаги
Объемные изделия в технике
многослойного торцевания
Моделирование из
гофрированной бумаги на
проволочном каркасе
Моделирование из
гофрированной бумаги на
проволочном каркасе
Моделирование из фольги
Моделирование из фольги
Веерное гофрирование
18
Веерное гофрирование
19
Трубочки из гофрированной
бумаги
Трубочки из гофрированной
бумаги
Прорезание канцелярским
ножом
10
11
12
13
14
20
21
22
23
Конструирование игрушки с
подвижными деталями
Конструирование игрушки с
подвижными деталями
Раздел 2. Текстильные
часов
Выполнение аппликации из
журнальной бумаги «бабочки»
Выполнение фигурки
«собачки» из белой бумаги,
краски
Выполнение фигурки
«собачки»
Работа с цветной бумагой.
1
1
1
1
Мини-проект «кошки».
1
Работа с цветной бумагой.
Выполнение аппликации
«кошки».
Выполнение аппликации из
цветной рельефной бумаги.
Работа с разными видами
бумаги, картоном, тесьмой».
Изготовление коллажа кошки».
Работа с цветной бумагой.
1
1
Мини-проект «собачки».
1
Объемные цветы в технике
многослойного торцевания
Работа с гофрированной
бумагой, проволокой.
1
Моделирование из
гофрированной бумаги на
проволочном каркасе
Работа с фольгой, проволокой.
Мини-проект «цветы».
Работа с цветной бумагой,
картоном.
Веерное гофрирование,
аппликация «деревья».
Работа с гофрированной
бумагой.
Выполнение работы.«деревья».
1
Работа с плотной бумагой,
канцелярским ножом
«деревья».
Работа с бумагой, картоном.
1
Конструирование игрушки с
подвижными деталями
11 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
материалы
Аппликация из ткани.
Петельный шов
Аппликация из ткани.
Петельный шов
Аппликация из синтепона со
сдвижкой
27
28
Вязание крючком
Вязание крючком
29
Вязание крючком
30
Вязание крючком
31
32
Шитье мягкой игрушки
Шитье мягкой игрушки
33
Шитье мягкой игрушки
34
Шитье мягкой игрушки
Работа с тканью, нитками
«мулине».
Выполнение аппликации
«бабочки».
Работа с синтепоном, бумагой,
картоном. Выполнение
аппликации «кошки».
Работа с пряжей.
Вязание крючком. Выполнение
аппликации «деревья»
Вязание крючком. Выполнение
аппликации «деревья»
Вязание крючком. Выполнение
аппликации «деревья»
Работа с тканью, синтепоном.
Шитье мягкой игрушки
«собачки».
Шитье мягкой игрушки
«собачки».
Шитье мягкой игрушки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Промежуточная аттестация.
Проводится в форме защиты проекта. Зачёт получают учащиеся, которые
приняли активное участие в защите проектов.
Описание материально-технического и учебно-методического
обеспечения рабочей программы
Учебные пособия:
Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для
дочек: Секреты - самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных
аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы
для дома).
Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат,
1992. – 320 с.: Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам:
бисер, пэчворк, изготовление игрушек-кукол.\ авт.-сост. Е. А. Гурбина. –
творчества. Программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В.
Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с. Студия декоративно-
прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \
авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград. Учитель, 2008 – 250 с.
Уроки труда. 4 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С.
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1
класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная
литература, 2011- 64 с.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2
класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная
литература», 2011.- 64 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Интернет сайт Мир рукоделия mir-rukodelia.ru