Рабочая программа по литературе 10-11

РАССМОТРЕНА:
Педагогическим советом
МКОУ «Басмановская СОШ»
Протокол № 1 от 30.08. 2018 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Басмановская СОШ»
________________ /Ю.В. Гомзикова/
Приказ № 120 от «03» сентября 2018г.

Рабочая программа по литературе 10, 11 классы.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10-11 классов
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе (полного) общего образования являются:











поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых
систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Inetrnet-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы
своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое
содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные
искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением
человека). Художественные открытия русских писателей-критиков.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (1ч)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной
действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между
сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства

в стихотворениях Н.А. Некрасова, музыке М. Мусоргского («Сцена под Кромами» из оперы «Борис Годунов»), картинах И. Крамского («Портрет
крестьянина»). «Эстетическая» (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), «реальная» (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), «органическая»
(А. Григорьев) критика. Традиции и новаторство в русской поэзии.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (10ч-3ч -1ч)
А.Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра.
«Гроза». История создания пьесы. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы,
своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в пьесе.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста
и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста
Катерины.
Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы.
Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание драматического, лирического и трагического начал.
«Гроза» в оценке русской критики. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (10ч+2ч)
Жизнь и творчество И.А. Гончарова.

Роман «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны». Типы характеров и проблема
взаимоотношения поколений в изображении Гончарова. Романтические иллюзии и их развенчание в романе.
«Обломов» – история создания романа. Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И.А. Гончарова. Особенности
композиции. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская обломовщина».
Приёмы антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца.
Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармонического человека». Авторское отношение к героям романа. Конкретноисторическое и общечеловеческое в образе Обломова. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное.
«Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Ситуация «испытание любовью» и её решение
в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга). Музыкальные страницы романа.
Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман
Гончарова».
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (11ч-2ч -1ч)
И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества.
«Отцы и дети» – история создания романа, отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Кирсановы как лучшие представители
русского дворянства: восторженный и романтический Аркадий, тонко чувствующий красоту природы, Николай Петрович – хранитель национальной
русской культуры, Павел Петрович – поборник европейской цивилизации.

Композиция романа. Сущность конфликта отцов и детей: «настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы»
(И.С. Тургенев). Словесный поединок уездного аристократа и столичного нигилиста. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Дуэль между
Базаровым и Павлом Петровичем. Авторская позиция и способы её выражения.
Черты личности, мировоззрения Базарова. Отношение главного героя к общественно-политическим преобразованиям в России, к русскому народу,
природе, искусству, естественным наукам. Испытание любовью в романе. Сущность внутреннего конфликта в душе Евгения Базарова: «Я нужен России…
Нет, видно, не нужен?»
Базаров и его мнимые последователи. Эволюция отношений Базарова и Аркадия. Кукшина и Ситникова как пародия на нигилизм.
Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей». Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов
и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской
литературы.
Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). «Тайный
психологизм» и приём умолчания в произведении Тургенева. Художественная функция портрета, интерьера, пейзажа в романе. Своеобразие жанра
романа «Отцы и дети». Символика заглавия.
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (4ч -1ч)
Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо).
Философский характер тютчевского романтизма. Единство и борьба противоположностей (Хаоса и Космоса, прошлого и настоящего, непостижимого и
рационального). Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.
Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа
России в творчестве поэта.

Автобиографизм любовной лирики Ф.И. Тютчева, предполагающий поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как стихийная сила и «поединок
роковой». Художественное своеобразие лирики Тютчева. Форма лирического фрагмента. Особенности композиционного построения стихотворений
(повтор, антитеза, симметрия). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля поэзии Тютчева.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (4ч-1ч -1ч)
Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах
гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».
Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического
стихотворения.
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ (2ч)
Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы, мотивы, образы. Любовная лирика А.К. Толстого. Восприятие чувства как стихии, одновременно
неподвластной обузданию («приливы любви и отливы») и подчинённой закону неизбежности. Символика стихотворений А.К. Толстого. Приём
психологического параллелилизма и его реализация в творчестве поэта. Музыкальность его лирики.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (4ч)
Жизнь и творчество Н.С. Лескова.
«Очарованный странник» – особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного
героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.

Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и
повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕРИН (4ч -1ч – 1ч)
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (обзор).
Народ и власть произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Судьба русской сатиры. Сатирическая летопись истории Русского государства. Собирательные
образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в
произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».
Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония,
гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (8ч-2ч)
Жизнь и творчество поэта. «Вечные» темы в поэзии Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского
лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева.
Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Разительный
контраст «двух миров» в стихотворениях поэта. Настоящее и будущее поэта как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача,
рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. «Любовь-вражда» (А. Блок) как основа отношения Некрасова к народу.
Сатира и её место в лирике Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала в произведениях поэта. Своеобразие решения темы поэта
и поэзии. Судьба поэта-гражданина. Образ Музы в лирике Некрасова.
«Элегия» – развитие темы «страданий народа» в стихотворении. Многозначность финалов в произведениях Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо» – проблематика и жанр поэмы. История создания, сюжет, жанровое своеобразие. Фольклоризм художественной
литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки,
пословицы, поговорки, символика цифр и др.) Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля.
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Трагическое и комически-нелепое
начало, заложенное в крепостничестве.
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской
доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия, «богатыря
святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (13ч-4ч -1ч)
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского.
«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение. «Великоепятикнижие» Достоевского.
Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись).
Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы
«маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.
Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и
его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе.
«Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе.
Тема гордости и смирения.

Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в
романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество»
Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.
Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».
Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социальнофилософского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (18ч-4ч – 1ч – 1ч)
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
«Севастопольские рассказы»как новое слово в русской баталистике.
«Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года,
составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и
народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела»
нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).
Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого,
реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа.
Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.

Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о
славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и
разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.
Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с
Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский
смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.
Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни»,
мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч,
Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и
поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому
разуму и всей человеческой природе».
Своеобразие жанра и композиции романа.
Резерв (2ч)
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (8ч-1ч)
Жизнь и творчество А.П. Чехова. Углубление понятия о рассказе.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в
мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые
финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

«Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада
как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.
Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).
Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова
в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их
стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью».
Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и
шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес. Понятие о лирической комедии.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Жизнь и творчество Бальзака. История создания повести «Гобсек». Денежные отношения в буржуазном обществе и власть денег над душой человека.
Образ ростовщика – папаши Гобсека.
Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Сюжет и композиция новеллы «Ожерелье». Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и
несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность
развязки.
Подведение итогов (2ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование разделов и тем

Количество часов
на изучение темы

Из них на
развитие речи

Из них на
внеклассное
чтение

Из них на
контрольные
мероприятия

1.

Введение

1

---

---

---

2.

Литература второй половины XIX века

97

20

4

4+2

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

---

---

---

А.Н. Островский

10

3

1

1

И.А. Гончаров

10

2

---

---

И.С. Тургенев

11

2

1

1

Ф.И. Тютчев

4

1

---

---

А.А. Фет

4

1

---

1

А.К. Толстой

2

---

---

---

Н.С. Лесков

4

---

---

---

М.Е. Салтыков-Щедрин

4

---

1

1

Н.А. Некрасов

8

2

---

---

Ф.М. Достоевский

13

4

---

1

Л.Н. Толстой

18

4

1

1

А.П. Чехов

8

1

---

---

Зарубежная литература

5

---

2

---

3.

4.

Подведение итогов
Итого

2

---

---

---

105

20

6

6

Литература 11 класс.

Содержание тем учебного курса

(105 часов) 11 класс

Введение. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на
войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Особенности литературного процесса рубежа веков. Обращение к
народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России,
отражение в них «вечных» проблем бытия. Основные направления развития русской литературы
И. А. Бунин.
Жизненный и творческий путь. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского
поэтического слова. Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина (на примере рассказов «Господин из Сан- Франциско» ,«Чистый
понедельник».)
Тема угасания «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки». Вечные темы в рассказах Бунина(счастье и трагедия любви, связь человека с миром
природы, вера и память о прошлом).
А. И. Куприн.

Художественный мир писателя. Своеобразие сюжета повести «Гранатовый браслет». Трагизм решения любовной темы в повести «Гранатовый браслет»
А. И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности. Мастерство психологического анализа
Трагизм решения любовной темы в повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности. Мастерство
психологического анализа. Повесть «Олеся»
В.Г.Короленко.
Жизнь и творчество. Общие эстетические принципы писателя и их реализация в творчестве. «Река играет», «Без языка». Письма к Луначарскому.

М. Горький.
Судьба и творчество. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема гордости и свободы в рассказе «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни.
«На дне» как социально-философская драма. Система образов. Судьбы ночлежников.
Споры о человеке. Три правды в пьесе «На дне» и их драматические столкновения.
Проблема духовной разобщённости людей, проблема счастья в пьесе «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Публицистика.
Русская поэзия Серебряного века
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии на творчество русских символистов.
В. Я. Брюсов
Основные темы и мотивы поэзии В. Я. Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и. Культ формы в лирике Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме».
«Юному поэту», «Грядущие гунны»
А. А. Блок

Жизнь и творчество А. А. Блока. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ прекрасной Дамы. Романтический мир раннего
Блока, музыкальность его стихотворений. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема родины и основной
пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». История создания поэмы
«Двенадцать» Авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.
Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, её основные символы. Образ Христа и многозначность финала
поэмы. Тема города. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Скифы», «На железной дороге», «Река
раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»).
«Вхожу я в тёмные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» и др.

Поэма «Двенадцать».

Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства».Декларация о разрыве с традицией,
абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые
и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы(И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников),
«Центрифуга» (Б. Л. Пастернак)
И. Северянин Жизнь и творчество И.Северянина. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его
словотворчества
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира.
Особенности любовной лирики. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха.) Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Анализ стихотворений «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лилечка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии»,
«Письмо Татьяне Яковлевне» и др. Поэма «Облако в штанах».
Крестьянские поэты. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
С. А. Есенин

Жизнь и творчество. Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской поэзии. Тема родины в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого
бытия в поздней лирике поэта. Отражение в лирике особой связи природы и человека.
«Гой ты, Русь, моя родная1..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…»,«Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери». «Мы теперь уходим понемногу».
«Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» и др.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма». Утверждение акмеистами красоты земной жизни,
возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилёв
Героизация действительности в поэзии Гумилёва, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое,
фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва. Анализ стихотворений «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема любви и искусства. Патриотизм и гражданственность
поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы. «Песня последней встречи», «Сжала руки под
тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает
так: какая-то истома…» и др.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Победа исторической
памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
Пути развития литературы в 20 столетии. Русская литература после 1917 года.
Б. Л. Пастернак
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и
действительность, судьба художника и его роковая обречённость на страдания. Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы.

История создания и публикация романа «Доктор Живаго». Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Анализ
стихотворений : «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…» «Гамлет», «Зимняя ночь». » «Снег
идёт», «Быть знаменитым некрасиво…» и др.
История создания и публикация романа «Доктор Живаго». Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. (Обзор)
М. И. Цветаева
Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. Фольклорные и литературные
образы и мотивы. Своеобразие поэтического стиля.
«Моим стихам, написанным так рано…», «Тоска по родине! Давно…»
.«Стихи к Блоку» («Имя твоё -птица в руке…»), «Кто создан из камня. Кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Куст» и др.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе
культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», Стихотворения «Невыразимая печаль», «Tristia»
М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Жизнь и творчество М. А. Шолохова. «Донские рассказы». История создания романа «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Система образов в
романе. Семья Мелеховых. Быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской войны
как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. «Вечные
темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и массы. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в
романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа.
А. П. Платонов «Сокровенный человек». Смысл названия рассказа, своеобразие героя.
М. А. Булгаков

Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце».
Роман «Мастер и Маргарита». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа. Эпическая широта, сатирическое начало.
Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и
божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей
духовной ценности. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы
художника. Смысл финальной главы романа.
Литература второй половины XX века. Поэзия 60-х годов
Новое осмысление военной темы в литературе второй половины XX в.
А. Т. Твардовский)
Исповедальный характер лирики Твардовского А. Т.Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского А. Т. Роль
некрасовской традиции в творчестве поэта. Анализ стихотворений «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…», «Дробится рваный цоколь монумента…», « О сущем».
Н.А.Заболоцкий.
Основные вехи биографии. Обзор поэзии. Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество. История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования рассказов
«Последний замер», «Шоковая терапия».
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Архипелаге ГУЛАГ» (фрагменты), в повести «Один день Ивана Денисовича». Проблема
русского национально характера в контексте трагической эпохи.
Н. Рубцов

Своеобразие художественного мира Н. М. Рубцова в стихотворениях «Видения на холме», «Листья осенние». Мир русской деревни и картины родной
природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
«Деревенская «проза. В. М. Шукшин
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина «Верую!», «Алёша Бесконвойный» и др. Диалоги в шукшинской
прозе. Особенности повествовательной манеры.
И. А. Бродский
Своеобразие поэтического мышления и языка И. А. Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие
абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселённом пространстве». Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль,
что тем, чем стало для меня…»)
Б.Ш.Окуджава
Особенности «бардовской» поэзии 60-х гг. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к
романтической традиции. Жанровое своеобразие Окуджавы. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1 час

А.В.Вампилов
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе «Утиная охота». Своеобразие композиции. Образ Зилова как художественное открытие
драматурга. Смысл финала пьесы.
В.П.Астафьев.
Взаимоотношения человека и природы в произведении «Царь-рыба». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор). Рассказ
«Людочка».
В. Г. Распутин
Проблематика повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина и её связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственность
поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы. «Женский разговор».

В.Ф.Тендряков
«Расплата». Смысл названия, нравственная проблематика.
Литература последнего десятилетия
Основные направления развития литературы последнего десятилетия: проза (Т. Толстая, Захар Прилепин и др.)
Литература народов России
М.Карим. «Подует ветер…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…».
Литература Урала
Зарубежная литература Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы. Т.С. Элиот. «Любовная песнь Дж.
Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Введение - 3 часа
И. А. Бунин - 6 час.
А. И. Куприн - 4 часа
В.Г.Короленко - 2 часа
М. Горький - 7 час
Русская поэзия Серебряного века - 6ч.
А. А. Блок - 4 часа
В.В. Маяковский – 4 часа

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

А. Т. Твардовский – 3 часа
Н.А.Заболоцкий - 1 час.
В. Т. Шаламов - 2 часа
А. И. Солженицын - 4 часа
Н. Рубцов Н – 1 час
«Деревенская «проза. В. М. Шукшин – 3 часа
И. А. Бродский – 1 час
Б.Ш.Окуджава – 1 час

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

«Городская» проза. Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен» - 1 час
А.В.Вампилов – 2 час
В.П.Астафьев – 4 часа
В. Г. Распутин – 3 часа
Литература последнего десятилетия – 2 час
Литература Урала – 3 часа
Литература народов России -1 час
Зарубежная литература - 2 часа

С.А. Есенин – 4 часа
А.А.Ахматова - 3 часа
Б.Л. Пастернак – 6 часа
М.И. Цветаева – 4 часа
О. Э. Мандельштам - 1час
М. А. Шолохов - 9 часов
А. П. Платонов – 2 часа
М. А. Булгаков - 6 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».