Приложение № 20 к основной общеобразовательной программе основного общего образования МКОУ «Басмановская СОШ» Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» 5-9 класс Раздел I. Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Родная литература» 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Раздел II. Содержание учебного курса 5 класс Понятие о фольклоре. Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья Муромец и Соловей разбойник» Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературн ый памятник. «Сказание о Никите-кожемяке» Из литературы 18 века Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Веселием сердца год новый оживляет…» Из русской литературы 19 века Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). «Лебедь, рак и щука» «Мартышка и очки» Василий Андреевич Жуковский. Александр Сергеевич Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. «Кто видел край, где роскошью природы…» «О весне» Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке». Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Листок», «Парус» Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Николай Алексеевич Некрасов. «Соловьи». Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг». Афанасий Афанасьевич Фет. «Задрожали листы облетая», «Учись у них, у дуба, у березы» Лев Николаевич Толстой. «Два товарища».«Отец и сыновья».«Котенок» Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. Из русской литературы 20 века Иван Алексеевич Бунин. «Шире, грудь распахнись..», «Помню - долгий, зимний вечер…», «Высоко полный месяц стоит…» Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурци й. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Черемуха». Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Константин Георгиевич Паустовский. «Мещерская сторона». Самуил Яковлевич Маршак. «Рассказ о неизвестном герое». Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок». Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба». Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. К.М., Симонов. Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история» А. Куприн «Белый пудель». 6 класс Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. Древнерусская литература Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Из литературы XVIII века И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок», «Царь и два пастуха». Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Из русской литературы XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «19 октября 1827г.». Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «Нищий». Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода», «Лес и степь»). Природа и жизнеутверждающее начало в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого . Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник». Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика». Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия». Из русской литературы XX века А.И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант». А.С. Грин «Зеленая лампа». Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и яростном мире». В.П. Астафьева. «Фотография, на которой меня нет». В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин» Фазиль Искандер «Дерево моего детства», «Первое дело». Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «О Родине и России», «О природе…» С. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…», «С добрым утром». А. Ахматова «Музыка». Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта. Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Пейзажная лирика поэтов 19-20 вв. 7 класс Устная народная словесность Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности. Духовная литература Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии. Эпическое произведение Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь. Лирическое произведение Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художе ственного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя). Драматическое произведение Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфлик т и композиция драматического произведения Лиро-эпические произведения Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. Взаимовлияние произведений словесностей Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. 8 класс Введение Художественный мир литературного произведения. Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма (Н.Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм. Древнерусская литература Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу. Житие Сергия Радонежского. Духовный путь Сергия Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. Духовная традиция в русской поэзии М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве». Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа. Написание сочинения-эссе на литературную тему. Зарубежная литература XVII века Классицизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве классицизма. Нормативность, строгая иерархия жанров в литературе классицизма. Особая роль «высоких» жанров (оды, трагедии, эпопеи). Особенности стиля классицизма. Традиции античного искусства в литературе классицизма. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке. Ж.-Б. Мольер. Смысл названия. Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Особенности времени, пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей. Русская литература XVIII века Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведен ия. Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка. Русская литература XIX века А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Анализ проблематики литературного произведения. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская проблематика. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Комедия «Ревизор». Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Сатирическая направленность комедии. Эпиграф в литературном произведении. А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки». Л.Н.Толстой. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Особенности сюжета и композиции рассказа «После бала». Русская литература XX века М.Горький. Черты романтизма и реализма в рассказе « Челкаш». Своеобразие композиции. Прием «рассказ в рассказе». Челкаш и Гаврила как герои-антиподы. А.А. Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока. Основные образы и настроения лирического героя стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия». М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Мифологические и литературные источники сюжета повести «Собачье сердце». Нравственнофилософская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное явление. Интерьер в литературном произведении. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество История создания поэмы «Василий Теркин». Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий Теркин как воплощение русского национального характера. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..». Д.С.Самойлов «Сороковые». В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка». Испытание властью главного героя. Жанровое многообразие произведений на военную тему. Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений. А.И.Солженицын. Историческая и биографическая основа рассказа «Матренин двор». Изображение народной жизни. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной литературы. Написание сочинения об образе социальной группы. Зарубежная литература XX века Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения. Смысл финала повести. Форма сонета в мировой литературе История сонета как твердой стихотворной формы. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, У. Шекспир. А.С.Пушкин, Ш.Бодлер, В. Я. Брюсов. Разновидности сонета. Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. В.А.Жуковский и Козьма Прутков. А.П.Чехов. «Летающие острова». Пародия как комическое подражание художественному произведению. Пародии на литературные жанры и жанровые разновидности. 9 класс Введение Фольклор Жанры фольклора. Библия Значение Библии для литературы. Содержание и стиль Библии. Жанры Библии. Темы и жанры Библии в произведениях поэтов. Русская литература 19 века Жанры эпических произведений. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Своеобразие драматических произведений. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Поэтический мир «Трагедий». Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты Пушкинской поры. Своеобразие поэтической речи. Художественные средства выразительности. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Демон». Драматическое произведение «Маскарад». Изображение героев в драматических произведениях. Особенности драматических произведений. Характеристика творчества А.Н.Островского. «Бедность не порок». Социальное звучание пьесы. «Свои люди, сочтёмся». Своеобразие комедии. Выразительное чтение отрывков из драматических произведений. Драматические произведения в театре и кино. Анализ драматического произведения. Обучение выразительному чтению драматических произведений. И.С.Тургенев «Записки охотника». Чтение и анализ рассказов из сборника «Записки охотника». Петербург в изображении Н.В.Гоголя в «Петербургских повестях». Особенности изображения Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Особенности изображения Севастополя в сборнике. Раздел III. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы. 5 класс № Наименование разделов 1 Понятие о фольклоре. Устное народное творчество. 2 Древнерусская литература. Из литературы 18 века. 3 Из русской литературы 19 века. 4 Из русской литературы 20 века. 5 Итоговое повторение. Всего 6 класс № Наименование разделов 1 Устное народное творчество. 2 Древнерусская литература. 3 Из литературы 18 века. 4 Из русской литературы 19 века. 5 Из русской литературы 20 века. Всего 7 класс № Наименование разделов 1 Устная народная словесность 2 Духовная литература 3 Эпическое произведение 4 Лирическое произведение 5 Драматическое произведение 6 Лиро-эпические произведения 7 Взаимовлияние произведений словесности Всего 8 класс № Наименование разделов 1 Введение 2 Древнерусская литература Всего часов 1 1 8 6 1 17 Всего часов 1 1 1 6 8 17 Всего часов 2 2 4 4 2 2 1 17 Всего часов 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 Духовная традиция в русской поэзии Зарубежная литература XVII века Русская литература XVIII века Русская литература XIX века Русская литература XX века Тема Великой Отечественной войны в русской литературе Зарубежная литература XX века Форма сонета в мировой литературе 3 2 1 9 6 4 Всего 2 6 35 Всего Всего часов 1 1 4 29 35 9 класс № Наименование разделов 1 Введение 2 Фольклор 3 Библия 4 Русская литература 19 века