Рабочая программа по предмету Родная литература 5-9 класс

Приложение № 20
к основной общеобразовательной
программе
основного общего образования
МКОУ «Басмановская СОШ»

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература»
5-9 класс
Раздел I. Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Родная литература»
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления.

Раздел II. Содержание учебного курса
5 класс
Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Малые жанры фольклора.
Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Илья
Муромец и Соловей разбойник»
Древнерусская литература
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературн ый
памятник. «Сказание о Никите-кожемяке»
Из литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворение «Веселием сердца год новый
оживляет…»
Из русской литературы 19 века
Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). «Лебедь, рак
и щука» «Мартышка и очки»
Василий Андреевич Жуковский.
Александр Сергеевич Пушкин. Народный поэт, воспевающий красоту родной природы. «Кто видел край, где роскошью природы…» «О
весне» Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о золотом петушке».
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в
литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «О жабе и розе».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Листок», «Парус»
Николай Васильевич Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои
повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Николай Алексеевич Некрасов. «Соловьи».
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг».
Афанасий Афанасьевич Фет. «Задрожали листы облетая», «Учись у них, у дуба, у березы»
Лев Николаевич Толстой. «Два товарища».«Отец и сыновья».«Котенок»
Антон Павлович Чехов. «Толстый и тонкий». Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе.
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. «Шире, грудь распахнись..», «Помню - долгий, зимний вечер…», «Высоко полный месяц стоит…»

Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и
сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурци й.
Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Черемуха». Поэтическое изображение родной природы. Образы малой
родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. «Малахитовая шкатулка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного
героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. «Мещерская сторона».
Самуил Яковлевич Маршак. «Рассказ о неизвестном герое».
Андрей Платонович Платонов. «Неизвестный цветок».
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба».
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский, К.М. К.М., Симонов.
Саша Черный «Что кому нравится», «Невероятная история»
А. Куприн «Белый пудель».
6 класс
Устное народное творчество.
Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки.
Древнерусская литература
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). «Повесть о
Петре и Февронии Муромских»
Из литературы XVIII века
И. И. Дмитриев. «Петух, кот и мышонок», «Царь и два пастуха».
Иван Андреевич Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «19 октября 1827г.».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Выхожу один я на дорогу», «Нищий».
Иван Сергеевич Тургенев. «Записки охотника» («Малиновая вода», «Лес и степь»).
Природа и жизнеутверждающее начало в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого .
Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник».
Николай Семенович Лесков. «Христос в гостях у мужика».
Антон Павлович Чехов. «Лошадиная фамилия».
Из русской литературы XX века

А.И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант».
А.С. Грин «Зеленая лампа».
Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
В.П. Астафьева. «Фотография, на которой меня нет».
В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»
Фазиль Искандер «Дерево моего детства», «Первое дело».
Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «О Родине и России», «О природе…» С. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…»,
«С добрым утром». А. Ахматова «Музыка».
Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
Пейзажная лирика поэтов 19-20 вв.
7 класс
Устная народная словесность
Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности.
Драматические виды и жанры народной словесности.
Духовная литература
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.
Эпическое произведение
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.
Лирическое произведение
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художе ственного образа в
лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).
Драматическое произведение
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфлик т и
композиция драматического произведения
Лиро-эпические произведения
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Взаимовлияние произведений словесностей
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
8 класс

Введение
Художественный мир литературного произведения. Понятие о художественной форме. Жанр как относительно устойчивая форма
литературного творчества. Деление литературы на роды и жанры. Формальное и содержательное в жанре. Жанровая система, многообразие
жанров и жанровых форм. Категории рода и жанра в античных поэтиках (Аристотель) и манифестах западноевропейского классицизма
(Н.Буало). Понятие о художественном мире литературного произведения. Основные литературные направления: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Древнерусская литература
Житийный жанр в древнерусской литературе. Своеобразие житийного канона и композиция жития. Особенности поведения житийного
героя. Стиль жития. Влияние жанра жития на последующую литературу. Житие Сергия Радонежского. Духовный путь Сергия
Радонежского. Значение монастырей в духовной жизни людей XI—XV веков. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя
и его жизненного пути канону житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Отношение к власти в миру
и в монастыре. Подвиг Сергия Радонежского. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических
особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.
Духовная традиция в русской поэзии
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».
Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания. Проблема предназначения человека. Тема
духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа.
Написание сочинения-эссе на литературную тему.
Зарубежная литература XVII века
Классицизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве классицизма. Нормативность, строгая иерархия жанров
в литературе классицизма. Особая роль «высоких» жанров (оды, трагедии, эпопеи). Особенности стиля классицизма. Традиции античного
искусства в литературе классицизма. Классицизм в живописи, архитектуре, музыке.
Ж.-Б. Мольер. Смысл названия. Своеобразие конфликта. Проблематика комедии. Сатирические персонажи комедии. Особенности времени,
пространства и организации сюжета. Жанровое своеобразие произведения. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании
речевых характеристик персонажей.
Русская литература XVIII века
Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики. Конфликт истинных и ложных ценностей. Темы
сословного неравенства, семьи, любви. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Смысл названия произведен ия.
Система образов персонажей. Роль повествователя. Внимание автора повести к душевному миру героев, изображению эмоционального
состояния человека. Художественная функция портрета, пейзажа, детали. Смысл финала повести. Особенности языка.
Русская литература XIX века

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина. История создания романа. «История Пугачева» и
«Капитанская дочка». Соотношение исторического факта и вымысла. Изображение исторических событий и судеб частных людей. Тема
«русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева.
Анализ проблематики литературного произведения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Сон», «Когда волнуется желтеющая нива…». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Основные
образы и настроения стихотворений. Лирический герой и его эмоциональное состояние. Картина сна и картина природы. Философская
проблематика. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Тема свободы выбора и несбывшейся судьбы свободолюбивой, незаурядной
личности. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Комедия «Ревизор». Сюжет комедии. Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие
завязки, кульминации и развязки. Сатирическая направленность комедии.
Эпиграф в литературном произведении.
А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа сюжета. Жанровое своеобразие «весенней сказки».
Л.Н.Толстой. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе.
Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Историческая действительность и христианская символика. Тема любви в
рассказе. Образ героя-рассказчика. Тема нравственного самосовершенствования. Особенности сюжета и композиции рассказа «После бала».
Русская литература XX века
М.Горький. Черты романтизма и реализма в рассказе « Челкаш». Своеобразие композиции. Прием «рассказ в рассказе». Челкаш и Гаврила
как герои-антиподы.
А.А. Блок. Слово о поэте. Художественный мир поэзии А.Блока. Основные образы и настроения лирического героя стихотворения
«Девушка пела в церковном хоре…». Образ России и картина русской жизни в стихотворении «Россия».
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Мифологические и литературные источники сюжета повести «Собачье сердце». Нравственнофилософская и социальная проблематика повести. Тема «нового человека». Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное и моральное
явление. Интерьер в литературном произведении.
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество История создания поэмы «Василий Теркин». Особенности сюжета. Своеобразие жанра «книги про
бойца». Лирическое и эпическое начала в произведении. Образ автора-повествователя. Изображение войны и человека на войне. Василий
Теркин как воплощение русского национального характера.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе
А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..». Д.С.Самойлов «Сороковые».
В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка». Испытание властью главного героя. Жанровое многообразие произведений на военную тему.
Проблематика произведений. Темы памяти и преемственности поколений.
А.И.Солженицын. Историческая и биографическая основа рассказа «Матренин двор». Изображение народной жизни. Образ главной героини
и тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Смысл названия. Притчевое начало и традиции житийной
литературы.

Написание сочинения об образе социальной группы.
Зарубежная литература XX века
Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Образ старика Сантьяго. Особенности описания моря. Философская проблематика произведения.
Смысл финала повести.
Форма сонета в мировой литературе
История сонета как твердой стихотворной формы. Данте Алигьери, Ф. Петрарка, У. Шекспир.
А.С.Пушкин, Ш.Бодлер, В. Я. Брюсов. Разновидности сонета.
Бурлеска и травестия как два классических типа пародии. В.А.Жуковский и Козьма Прутков.
А.П.Чехов. «Летающие острова». Пародия как комическое подражание художественному произведению. Пародии на литературные жанры и
жанровые разновидности.
9 класс
Введение
Фольклор
Жанры фольклора.
Библия
Значение Библии для литературы. Содержание и стиль Библии. Жанры Библии. Темы и жанры Библии в произведениях поэтов.
Русская литература 19 века
Жанры эпических произведений. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Своеобразие драматических произведений. «Маленькие трагедии»
А.С.Пушкина. Поэтический мир «Трагедий».
Баратынский, Батюшков, Давыдов и другие поэты Пушкинской поры. Своеобразие поэтической речи. Художественные средства
выразительности.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Демон». Драматическое произведение «Маскарад». Изображение героев в драматических
произведениях. Особенности драматических произведений.
Характеристика творчества А.Н.Островского. «Бедность не порок». Социальное звучание пьесы. «Свои люди, сочтёмся». Своеобразие
комедии. Выразительное чтение отрывков из драматических произведений. Драматические произведения в театре и кино. Анализ
драматического произведения. Обучение выразительному чтению драматических произведений.
И.С.Тургенев «Записки охотника». Чтение и анализ рассказов из сборника «Записки охотника». Петербург в изображении Н.В.Гоголя в
«Петербургских повестях». Особенности изображения Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского.
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». Особенности изображения Севастополя в сборнике.

Раздел III. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
5 класс
№
Наименование разделов
1 Понятие о фольклоре. Устное народное творчество.
2 Древнерусская литература. Из литературы 18 века.
3 Из русской литературы 19 века.
4 Из русской литературы 20 века.
5 Итоговое повторение.
Всего
6 класс
№
Наименование разделов
1 Устное народное творчество.
2 Древнерусская литература.
3 Из литературы 18 века.
4 Из русской литературы 19 века.
5 Из русской литературы 20 века.
Всего
7 класс
№
Наименование разделов
1 Устная народная словесность
2 Духовная литература
3 Эпическое произведение
4 Лирическое произведение
5 Драматическое произведение
6 Лиро-эпические произведения
7 Взаимовлияние произведений словесности
Всего
8 класс
№
Наименование разделов
1 Введение
2 Древнерусская литература

Всего часов
1
1
8
6
1
17
Всего часов
1
1
1
6
8
17
Всего часов
2
2
4
4
2
2
1
17

Всего часов
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10

Духовная традиция в русской поэзии
Зарубежная литература XVII века
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Тема Великой Отечественной войны в русской
литературе
Зарубежная литература XX века
Форма сонета в мировой литературе

3
2
1
9
6
4

Всего

2
6
35

Всего

Всего часов
1
1
4
29
35

9 класс
№
Наименование разделов
1 Введение
2 Фольклор
3 Библия
4 Русская литература 19 века


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».