РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре 5-9 классы ФГОС

РАССМОТРЕНА:
Педагогическим советом
МКОУ «Басмановская СОШ»
Протокол № 1 от 30.08. 2018 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Басмановская СОШ»
________________ /Ю.В. Гомзикова/
Приказ № 120 от «03» сентября 2018г.

Приложение № 16
к основной общеобразовательной программе
основного общего образования
МКОУ «Басмановская СОШ»

Рабочая учебная программа предмета
Физическая культура для 5-9 классов
Раздел I
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий
физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и
развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные
компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности,

формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,
воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для
поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных
знаний.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной
(дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для
каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и
эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в
будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в
сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта
индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. В раздел
программы включены часы регионального (национально-регионального) компонента (уральские спортивные игры).
Взаимосвязь базового и вариативного компонентов позволяет решать задачи, предложенные данной программой.
Выпускник научится:
 рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития,
характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
 характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем,
гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
 раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий
физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных
действий и физических упражнений, развития физических качеств;

 разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их
направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
 руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора
обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
 руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных
занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения
уровня физических кондиций;
 составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей
направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей
собственного организма;
 классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
 самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их
выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
 тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными
стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
 выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его
работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
 выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
 выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
 выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

 выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);
 выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного
чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с
пологого склона;
 выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и
игровой деятельности;
 выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного
олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
 характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов,
принесших славу российскому спорту;
 определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья,
устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
 вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения
самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля
динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
 проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок
и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
 проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного
массажа;

 выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных
отклонений в показателях здоровья;
 преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания,
прыжков и бега;
 осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
 выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне»;

Раздел II.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела, культуры движений, культуры здоровья.
Роль и значение занятий физической культурой в формировании личности. Общие представления об оздоровительных
системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и
профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. Общие представления о
работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в
режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания,
планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка),
самомассаж, релаксация (общие представления). История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах.
Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их

становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Понятие
общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительной тренировки. Техника двигательных действий
(физических упражнений), ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Правила
составления занятий и системы занятий спортивно-оздоровительной тренировкой (на примере одного из видов спорта),
соблюдения режимов физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи. Нормы
этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Правила спортивных
соревнований и их назначение (на примере одного из видов спорта).
Способы физкультурной деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки. Составление и
проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и
развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта). Наблюдения за режимами физической нагрузки во
время занятий спортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой физической
подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или
помощника судьи). Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения,
профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья,
физического развития и физической подготовленности). Составление и проведение индивидуальных занятий
физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль физической нагрузки и ее
регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам,
самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом,
простейших способов и приемов самомассажа и релаксации. Составление и проведение самостоятельных занятий по
видам испытаний и самоподготовки к сдаче норм и требований ВФСК «ГТО».
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность

Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания,
ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной
работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и
аэробики. Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские
показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой
системы и т.п.). Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег
(ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения). Физические
упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием
разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелезания, передвижения в висе и упоре, передвижения с
грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре. Составление и выполнение индивидуальных комплексов по
коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом
индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Составление и
проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль
физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных
сокращений, внешним признакам, самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий
оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Спортивные игры.
Раздел «Футбол».
Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки; остановки; повороты. Основные стойки и специальная
техника передвижений футболиста. Приемы техники владения мячом и основные способы их выполнения. Ведение,
приём и передача мяча; дриблинг футболиста, взаимодействия игроков; упражнения с мячом и без мяча, индивидуально,
в парах, в тройках, в группах; техника удара по мячу, жонглирование мячом, передача мяча, вбрасывание мяча,
отбирание мяча у соперника, обманные движения; остановка летящего мяча, групповые обманные действия.

Взаимодействия игроков в нападении. Длинный пас, игра в стенку, контроль мяча, завершение действия или контратака,
игра в одно касание. Техническая подготовка. Техника передвижения полевого игрока и вратаря. Техника игры полевого
игрока. Техника игры вратаря. Техника движений и ее основные показатели. Формирование тактического мышления.
Тактика игры полевого игрока: тактика нападения. Тактика защиты. Тактика игры вратаря.
Подвижные игры: «борьба за мяч»; «гонка мячей по кругу»; «смена скорости и направления движения в беге»;
«финты корпусом»; «чехарда»; «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.
Раздел «Баскетбол».
Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с
техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и
правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча с асинхронным ритмом
движений руки с мячом и ног. Ведение и передача из рук в руки. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с
использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Броски мяча одной рукой сверху в
прыжке; с места; в движении. Броски перечисленными способами со средних дистанций; по направлению прямо перед
щитом; с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой.
Штрафные броски. Обманные движения. Противодействия защитника броску мяча в корзину. Освоение тактических
действий.
Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки
мячом», «часики». Игры – задания. Двусторонняя игра.
Раздел «Гимнастика».
Освоение акробатических упражнений и комбинаций (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами,
перевороты). Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах (висы, упоры, махи,
перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание
по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.
Лёгкая атлетика.

Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные
беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега.
Кросс по
слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге; на двух ногах; с ноги на ногу; на месте; с поворотами; с
продвижением вперёд и назад; со скакалкой. Прыжки в высоту; в длину; с места; с разбега. Прыжки через естественные
препятствия, кочки, земляные возвышения и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными
способами. Броски набивного мяча различными способами.
Вариативный блок.
Лыжная подготовка.
Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы – двушажный и четырёхшажный;
одновременные ходы – бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый
ход; коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов); одновременный одношажный коньковый ход,
попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение
основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках.
Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом»,
«упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.
Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование-эстафеты «слалом на равнине», эстафеты.
Игры отражающие национальные, региональные или этнокультурные особенности (пример: игра «Лапта»).
Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги,
выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные
удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с
различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары
за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и
ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре.
Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.

Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья на уровне основного общего образования.
Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется с точки зрения
индивидуализации педагогического процесса.
Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола,
возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.
Особенность данного процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности
каждого ребенка, создать максимально благоприятные условия для его роста. Результат применения индивидуального
подхода на уроках физической культуры полностью зависит от профессиональной компетентности и методического
мастерства учителя.
Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляют с помощью:
• общеукрепляющих упражнений, которые применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения
физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения,
корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные
группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения,
вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для совершенствования координации движений и
улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения
позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения
тонуса мышц, создания условий отдыха);
• дыхательных упражнений: статических - дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и
динамических - одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности
амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Выполняя данные упражнения, нельзя
допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным), а также с использованием надувных игрушек и
мячей;
• оздоровительно – корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной

интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, дартса, бадминтона, тенниса, водного
поло, а также аэробики низкой (средней) интенсивности. Спортивные игры проводят по общим облегченным правилам с
подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;
• спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах.
Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.
Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов),
сокращением их длительности и количества повторений.
Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.
Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в
эстафетах.
Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание
признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.

Раздел III.
Тематическое планирование.

№
п/п

Наименование
разделов

классы
5класс

6класс

7класс

1

Основы знаний

2

Лёгкая атлетика

44

39

39

3

Гимнастика

17

17

17

4

Спортивные игры

19

24

24

5

Лыжная подготовка

22

22

22

102

102

102

Итого

В процессе уроков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».