РП Подвижные игры

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Басмановская средняя общеобразовательная школа»
Талицкого городского округа Свердловской области

РАССМОТРЕНА:
Педагогическим советом
МКОУ «Басмановская СОШ»
Протокол № 1 от 30.08. 2023 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «Басмановская СОШ»
________________ /Ю.В. Гомзикова/
Приказ № 3001-1 от «30» августа 2023г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
3 - 4 классы

Пояснительная записка
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно
из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность —
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре
одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и
трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают
работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают
детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных
играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и
те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.Во время
игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех
участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем
необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в
игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,
умения справляться с отрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится
самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная
смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.
Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества,
сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные
действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В
процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои,
представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку,
творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Особенность
подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных
играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются
неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками
считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть,
эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана на
основе нормативных документов к составлению программ внеурочной деятельности по
ФГОС второго и третьего поколения .
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в
достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитывать
дисциплинированность,
доброжелательное
отношение
к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение
1 часа в неделю:
3-4 класс — 34 часа в год
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и
место проведения занятий, виды деятельности
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно
развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех
уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН,
т. е. 35 минут.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне,
преимущественно в виде:

подвижных игр,

народных оздоровительных игр,

прогулок,

спортивно-оздоровительных часов,

физкультурных праздников,

спортивных соревнований.

1. Планируемые результаты
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих
умений:


целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе
конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

планирование общей цели и пути её достижения;

распределение функций и ролей в совместной деятельности;

конструктивное разрешение конфликтов;

осуществление взаимного контроля;

оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых
коррективов;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию
курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила
игры на основе знакомых игр;

устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в
командных видах игры);

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений,
высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное
развитие.

двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

развитие физических способностей;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие психических и нравственных качеств;

повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими
упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств
физической активности;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:

основы истории развития подвижных игр в России;

педагогические, физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитания физических качеств;

возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством
регулярных занятий;

индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма,
укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной
помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в
условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;


проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;

разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические упражнения;

управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками , владеть культурой общения;

соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных
случаях;

пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для
оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности:

викторины;

конкурсы;

ролевые игры;

выполнение заданий соревновательного характера;

оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по
распространению ЗОЖ);

результативность участия в конкурсных программах и др.

2. Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры» состоит из четырёх частей:
Раздел 1 «Современные подвижные игры»:
ознакомление с играми, требующими командного состава. (17 ч.)
3 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (0,5ч)

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (0,5ч)

Тема 3 Личная гигиена (0,5ч)

Тема 4 Профилактика травматизма (1ч)

Тема 5 Нарушение осанки (0,5ч)

Тема 6 Современные подвижные игры (14ч)


Раздел 2 «Старинные народные игры»:
ознакомление с играми старины, культурой и этикетом того времени. (17 ч.)
3 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (0,5 ч)

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (0,5 ч)

Тема 3 Личная гигиена (0,5 ч)





Тема 4
Тема 5
Тема 6

Профилактика травматизма (1 ч)
Нарушение осанки (0,5 ч)
Старинные подвижные игры. Культура и этикет ( 14 ч)

Раздел 3 «Русские народные игры и забавы»: формирование у обучающихся
интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств. (17 ч.)
4 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (0,5 ч)

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (0,5 ч)

Тема 3 Личная гигиена (0,5ч)

Тема 4 Профилактика травматизма (1ч)

Тема 5 Нарушение осанки (0,5 ч)

Тема 6 Русские народные игры и забавы ( 14 ч)
Раздел 4 «Русские игровые традиции»: формирование у обучающихся чувства
ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует
предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. (17 ч.)
4 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (0,5 ч)

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (0,5ч)

Тема 3 Личная гигиена (0,5 ч)

Тема 4 Профилактика травматизма (1 ч)

Тема 5 Нарушение осанки (0,5 ч)

Тема 6 Русские игровые традиции ( 14 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».