РП Русский язык 1-4 класс

Приложение № 1
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Басмановская СОШ»

Рабочая учебная программа предмета «Русский язык» 1-4 класс.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении
основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития,
обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия
и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а
также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике,
орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь
Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать
язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и
1

родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с
использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано
отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о
нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию
партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка –
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой
задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующем уровне образования.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
(курсивом выделен повышенный уровень достижений обучающихся)
Личностные универсальные учебные действия
1 класс
 формирует учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; (получает
возможность для формирования устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач)
2



формирует способность к оценке своей учебной деятельности; (получает возможность для формирования положительной
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»)
 развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимает чувства других людей и
сопереживает им;
2 класс
 формирует внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ( получает возможность для формирования
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;)
 формирует основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие; ( получает возможность для формирования компетентности в реализации
основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;)
 формирует установку на здоровый образ жизни; ( получает возможность для формирования установки на здоровый образ жизни и
реализации ее в реальном поведении и поступках;)
3 класс
 формирует ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей; ( получает возможность для формирования адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности;)
 формирует ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;(
получает возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;)
 формирует основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
4 класс
 формирует широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно­познавательные и
внешние мотивы; ( получает возможность для формирования выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;)
 формирует знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ( получает возможность для формирования
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров
в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;)
3



формирует чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.( получает возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия)
Регулятивные универсальные учебные действия

1 класс
 принимает и сохраняет учебную задачу; (в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи;)
 учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; (самостоятельно
учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;)
2 класс
 планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;(
преобразовывает практическую задачу в познавательную;)
 учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;( проявляет познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
3 класс
 осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; (осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;)
 адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различает способ и результат действия;
4 класс
 оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи; (самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы
в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия)
 вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использует запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
1 класс
 использует знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач; (создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач; )
 проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
4



учится основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделяет существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
2 класс
 осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет; (осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;)
 осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ; (записывает, фиксируеть информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ)
 осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
3 класс
 проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; (осуществляет сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;)
 устанавливает причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; (строит логическое рассуждение, включающее
установление причинно­следственных связей;)
 ориентируется на разнообразие способов решения задач; (осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий)
 устанавливает аналогии
4 класс
 осуществляет синтез как составление целого из частей; (осуществляет синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;)
 обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе
выделения сущностной связи;
 осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
 владеет рядом общих приемов решения задач. (произвольно и осознанно владеет общими приемами решения задач.)
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 класс
 допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (учитывает разные мнения и интересы и обосновывает
собственную позицию;)
 задаёт вопросы. (задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;)
5

2 класс
 формулирует собственное мнение и позицию; (аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;)
 строит понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;( с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно передаёт партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;)
 контролирует действия партнера; (осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;)
3 класс
 учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;( понимает относительность мнений
и подходов к решению проблемы;)
 договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; (
продуктивно содействует разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;)
 использует речь для регуляции своего действия;
4 класс
 адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строит
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеет диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; (учитывает и координирует в
сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;)
 адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.( адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирует и регулирует свою деятельность).
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
 различать звуки и буквы;
 характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и
мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
 пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и справочниках.
6

Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
 соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
 находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю
учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
 различать изменяемые и неизменяемые слова;
 различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
 выявлять слова, значение которых требует уточнения;
 определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
 распознавать грамматические признаки слов;
 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к
определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
7

Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
 различать предложение, словосочетание, слово;
 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
 классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
 определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
 выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
 применять правила правописания (в объеме содержания курса);
 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
 безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
 писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
8

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
 оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
 выражать собственное мнение и аргументировать его;
 самостоятельно озаглавливать текст;
 составлять план текста;
 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие
виды и способы связи).
Раздел II.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
9

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной
задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с
изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание
небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв
Обучение грамоте
Обучение письму
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
10

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Различение звонких и
глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики
звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий
— глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;
в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах,
о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и
приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных
к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и
«что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
11

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши , ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
12

• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные,
изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

13

Раздел III.
Тематическое планирование
Соотношения целевого приоритета воспитания уровня ООО с ресурсами учебного предмета

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:


к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать



к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда



к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

№ урока

Тема
Русский язык. Обучение письму

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Добукварный период
Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов.
Рисование полуовалов и кругов.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонных прямых линий с закруглением внизу
Письмо элементов букв.
Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.
Письмо коротких и длинных линий
Повторение и обобщение пройденного материала. Письмо наклонных линий.

Количество часов
92
15

14

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Письмо коротких и длинных линий
Письмо строчной и заглавной букв А, а
Письмо строчной и заглавной букв О, о
Письмо строчной и заглавной букв И, и
Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функция этих букв в слогеслиянии. Письмо изученных букв.
Письмо строчной буквы ы
Письмо строчной и заглавной букв У, у.
Букварный период
Письмо строчной и заглавной букв Н, н
Письмо строчной и заглавной букв С, с
Повторение изученных букв
Письмо строчной и заглавной букв К, к
Письмо строчной и заглавной букв Т, т
Письмо слогов и слов с буквами Т, т
Письмо строчной и заглавной букв Л, л
Буквы Л,л
Письмо строчной и заглавной букв Р, р
Буквы Р, р
Письмо строчной и заглавной букв В,в
Письмо строчной и заглавной букв Е,е
Письмо слов с буквами Е,е
Письмо строчной и заглавной букв П,п
Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Письмо строчной и заглавной букв М, м
Письмо слов и предложений с буквами М, м
Письмо строчной и заглавной букв З, з
Письмо слов и предложений с буквами З, з

64

15

3710
38
39
40
41К
4216
43
44
45
46
47К
4823
49
50
51
52
53К
5430
55
56
57
58
59К
607
61
62
63
64
65К
6614

Письмо строчной и заглавной букв Б, б
Письмо слов с буквами Б, б
Письмо слов и предложений с изученными буквами
Списывание текстов с изученными буквами
Повторение изученного материала по русскому языку
Письмо строчной и заглавной букв Д, д
Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв Д, д
Письмо строчной и заглавной букв Я, я
Письмо заглавной буквы Я.
Закрепление написания букв Я, я
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Списывание текстов
Закрепление и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами.
Письмо строчной и заглавной букв Г,г
Написание заглавной буквы Г
Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ.
Сочетания ЧА - ЧУ
Заглавная буква Ч
Написание буквы ь
Написание буквы ь, слов и предложений с ь
Письмо строчной буквы ш
Заглавная буква Ш
Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Буква Ш, ш, сочетание ШИ.
Письмо строчной буквы ж
Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ-ШИ
Заглавная буква Ж, правописание сочетаний ЖИ-ШИ
Написание строчной буквы ё
Повторение изученного материала
Заглавная буква Ё
16

67
68
69
70
71К
7221
73
74
75
76
7711
78
79
80
81
82К
8318
84
85
86
87
88К
8925
90, 91
92
93К
94
95

Закрепление правописания сочетаний ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ, заглавных букв в начале предложения и в именах
собственных.
Написание букв Й,й
Написание слов с Й,й
Написание строчной буквы х
Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней.
Строчная и заглавная буквы Х,х (обобщающий урок)
Повторение изученного материала
Написание строчной и заглавной букв Ю, ю
Написание предложений с буквами Ю, ю
Написание строчной буквы ц
Написание заглавной буквы Ц
Написание строчной буквы э
Написание заглавной буквы Э
Написание строчной буквы щ
Написание заглавной буквы Щ
Повторение изученного материала
Закрепление правописания сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные звуки.
Написание строчной буквы ф
Написание заглавной буквы Ф,ф
Написание строчных ь, ъ
Написание строчных букв ь, ъ (закрепление). Повторение написания изученных букв.
Закрепление правописания заглавных букв в начале предложения и в именах собственных.
Закрепление правописания ЧА, ЧУ, ЖИ, ШИ,
Повторение написания изученных букв
Списывание текстов
Повторение изученного материала по русскому языку.
Обобщающий урок.
Послебукварный период

20
17

96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

116
117
118
119, 120
121

Повторение изученного в букварный период
Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.
Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений
Повторение пройденного материала: ь как показатель мягкости предшествующего согласного
Повторение пройденного материала: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твердости согласные
звуки.
Повторение пройденного материала: способы обозначения звука [Й] на письме
Повторение тем «Слог», «Ударение»
Повторение лексического материала «Азбука»
Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии
Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике
Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое»
Комплексное повторение на материале стихотворений С.Я. Маршака и слов и предложений на тему
«Школа»
Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа»
Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит»
Повторение обозначения [Й] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я
Повторение сведений о звукозаписи в стихотворениях, фонетический анализ слов
Тренировка в характеристике звуков
Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»
Подготовка к изучению начального курса русского языка
Русский язык
Наша речь
Наша речь. Её значение в жизни людей
Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная и письменная речь
Текст, предложение, диалог
Текст и предложение (общее представление)
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль
Диалог

40
2

3

18

Слова, слова, слова…
122
Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи.
123, 124 Слова-названия, слова – названия признаков, слова-названия действий.
125
Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? И что?
126
Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные. Слова близкие и противоположные по значению.
Словари
Слово, слог, ударение
127
Слог как минимальная произносительная единица(общее представление)
128
Слово и слог.
129
Перенос слов.
130
Правила переноса слов(первое представление)
131
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения.
132
Ударение. Словообразующая роль ударения.
Звуки и буквы
133
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
134
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.
135
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями.
136
Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями.
137
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв,
обозначающих гласные звуки.
138
Гласные звуки. Буквы ё,е,ю,я и их функции в слове.
139
Гласные звуки. Слова с буквой э.
140
Ударные и безударные гласные звуки.
141, 142, Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.
143
144
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки
145
Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными.
146
Согласные звуки. Буквы Й и И
147
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
148
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами
149
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

4

6

34

19

150
151
152
153
154
155
156
157
158
158
159
160
161
162
163
164
165

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с буквой «мягкий знак»
Правописание слов с мягким знаком.
Особенности глухих и звонких согласных звуков
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных.
Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки.
Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши.
Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу
Заглавная буква (общее представление)
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях.
Заглавная буква в кличках животных
Повторение изученного материала
Итого:

165

Тематическое планирование 2 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем
Наша речь
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Что можно узнать о человеке по его речи?
Как отличить диалог от монолога?
Закрепление знаний по теме « Наша речь ».
Текст
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?

Количество часов
2

6

20

Контрольное списывание. Чистописание (и, ш, й, И, Ш).
Диктант.
Работа над ошибками.
Части текста.
Предложение
11
Что такое предложение?
12
Что такое главные члены предложения?
13
Что такое второстепенные члены предложения?
14
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
15
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?
16
Как установить связь слов в предложении? Чистописание (а ,я, Я, л, м, Л, М).
17
Входная контрольная работа по теме: «Предложение».
18
Работа над ошибками.
Слова, слова, слова…
19
Что такое лексическое значение слова? Чистописание (Ц, ц, Щ, щ, у).
20
Что такое однозначные и многозначные слова?
21
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
22
Контрольный диктант.
23
Работа над ошибками.
24, 25
Что такое родственные слова?
26, 27
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова. Чистописание (С, с, Е, е, Ё, ё).
28
Какие бывают слоги?
29, 30
Как определить ударный слог?-2часа.
31
Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный диктант
32, 33
Как переносить слова с одной строки на другую? Чистописание (а, д).
Звуки и буквы
34
Как различать звуки и буквы?
35, 36
Как мы используем алфавит?
37
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
38
Как определить гласные звуки?
39
Контрольный диктант.
40
Работа над ошибками. Чистописание (Б, б).
41, 42, 43, Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Чистописание (ь, ъ, ы).
7
8
9
10

8

15

56

21

44, 45
46, 47, 48
49
50
51
52, 53
54
55
56, 57
58, 59
60, 61
62
63
64
65
66
67
68
69, 70
71
72, 73
74
75
76
77
78, 79, 80
81
82
83
84, 85, 86
87
88
89

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Чистописание (В, в)
Диктант.
Работа над ошибками.
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Слова с удвоенными согласными.
Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Чистописание (к, К)
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Наши проекты. Пишем письмо.
Обобщающий урок.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Чистописание (Э, э, Ж, ж)
Развитие речи. Обучающее изложение.
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Как отличить звонкие согласные от глухих?
Диктант
Закрепление знаний. Работа над ошибками. Чистописание (Х, х, Ф).
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Проверка знаний. Чистописание (Ф, У).
Диктант.
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
Контрольное списывание. Чистописание (Г, Р).
Проверка знаний.
22

90, 91
92
93
94, 95, 96
97
98
99
100
101
102
103, 104,
105
106
107
108
109
110, 111,
112
113, 114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

Части речи
Что такое части речи?
Что такое имя существительное? Чисто-писание ( Б, Д).
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Чистописание (п, т, г, и, й, ш, а, о).
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и
фамилиях людей.
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.
Заглавная буква в географических названиях. Чистописание ( И, Ш, Г, П, Т, Р).
Обучающее изложение.
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Диктант.
Работа над ошибками.
Единственное и множественное число имён существительных.

47

Обучающее изложение.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое глагол? Чистописание (О, б, в).
Единственное и множественное число глаголов.-2часа Чистописание (р, у, з, д, ф).
Правописание частицы НЕ с глаголами. Чистописание (Ц, ц, Щ, щ).
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Что такое текст-повествование?
Проверка знаний.
Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению. Чистописание (К, к, Н, н, Ю, ю).
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Что такое текст – описание?
Проверка знаний.
Общее понятие о предлоге. Чистописание ( Л, л, М, м, Я, я, А).
Раздельное написание предлогов со словами.
23

127
128
129
130
131, 132
133
134
135
136

Восстановление предложений
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое местоимение? Чистописа-ние (У, Ч, Ф, ч, ь, ъ, ы).
Что такое текст – рассуждение?
Проверка знаний
Контрольный диктант.
Работа над ошибками. Чистописание (С, с, Э, э, е, ё).
Итого:

136

Тематическое планирование 3 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7, 8
9, 10
11, 12
13
14
15
16

Наименование разделов и тем
Язык и речь
Наша речь. Виды речи
Наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст. Типы Текстов
Предложение. Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по интонации
Предложение с обращением
Главные и второстепенные члены предложения
Простое и сложное предложения
Словосочетание
Контрольная работа по теме «Предложение»
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Синонимы и антонимы
Омонимы

Количество часов
2

11

18

24

17
18
19, 20
21, 22
23
24
25
26, 27
28, 29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47, 48
49, 50

Фразеологизмы
Обучающее изложение
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя прилагательное
Глагол
Что такое имя числительное
Однокоренные слова
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
Обучающее изложение
Контрольная работа по теме «Слово в языке и речи»
Состав слова
Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Сложные слова
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Окончание
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Значения приставок
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Значения суффиксов
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова
Что такое основа слова?
Обобщение изученного
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Обучающее изложение
Проект «Семья слов»
Правописание частей слова
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

14

23

25

51
52, 53
54, 55
56
57
58, 59, 60
61, 62
63
64
65, 66
67
68
69
70, 71
72
73
74
75
76, 77
78
80, 81
82
83
84
85
86
87

Обучающее изложение
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов с удвоенными согласными
Сочинение. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины
В.М. Васнецова «Снегурочка»
Контрольная работа по теме «Правописание корней слова»
Правописание суффиксов и приставок
Правописание приставок и предлогов
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
Контрольная работа «правописание частей слова»
Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком
Обучающее изложение
Проект « Составляем орфографический словарь»
Части речи
Части речи
Имя существительное
Значение и употребление имен существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Обучающее изложение. Развитие речи
Собственные и нарицательные имена существительные
Проект «Тайна имени»
Число имен существительных
Род имен существительных
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных
Обучающее изложение. Развитие речи
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Склонение имен существительных
Падеж имен существительных
Развитие речи . Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина
Именительный падеж

61

26

88
89
90
91
92
93
94
95
96
97, 98
99
100
101
102, 103
104
105, 106
107, 108
109
110
111
112
113
114
115
116, 117
118, 119
120

Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Обучающее изложение. Развитие речи
Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка»
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»
Имя прилагательное
Значение и употребление имён прилагательных в речи
Роль имен прилагательных в тексте
Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Род имен прилагательных
Изменение имён прилагательных по родам
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Число имён прилагательных
Изменение имен прилагательных по падежам
Обобщение изученного
Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение
Личные местоимения
Изменение личных местоимений по родам
Местоимение
Обучающее изложение. Развитие речи
Глагол
Значение и употребление глаголов в речи
Неопределенная форма глагола
Число глаголов
27

121
122
123
124
125
126
127, 128
129
130
131
132
133
134
135
136

Времена глаголов
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов
Изменение глаголов по временам
Развитие речи. Изложение повествовательного текста
Род глаголов в прошедшем времени
Правописание частицы НЕ с глаголами
Обобщение изученного
Контрольная работа по теме «Глагол»
Повторение
Части речи
Обобщение изученного о словах, предложениях.
Правописание окончаний имён прилагательных
Правописание приставок и предлогов
Правописание безударных гласных
Итоговая диагностическая работа
Игра «Язык родной, дружи со мной»
Итого:

7

136

Тематическое планирование 4 класс
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Повторение
Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Текст и его план
Изложение повествовательного текста
Типы текстов. Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.
Предложение как единица речи. Входная диагностическая работа
Виды предложения по цели высказывания и по интонации
Обращение
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Количество часов
11

28

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26, 27, 28
29
30
31
32
33
34
35

Распространённые и нераспространённые предложения. Проверочная работа №1 по теме «Повторение»
Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста
Контрольный диктант №1
Предложение
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об однородных членах предложения
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Обобщение знаний об однородных членах предложения
Знаки препинания в сложном предложении
Знаки препинания в сложном предложении
Изложение повествовательного текста
Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение
Синонимы, антонимы, омонимы
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Части речи
Части речи
Контрольное списывание №1
Наречие
Значимые части слова. Однородные слова. Корень слова.
Состав слова. Суффиксы и приставки
Разбор слова по составу
Правописание гласных и согласных в корнях слова.
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2
Правописание ъ и ь разделительных знаков. Развитие речи.

8

17

29

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Контрольный диктант.
Имя существительное
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Изменение по падежам
Признаки падежных форм имён существительных
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей
Упражнение в распознавании падежей и в склонении имён существительных
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имён существительных (общее представление).1-е склонение имён существительных.
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения
2-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных 2 склонения
3-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения
Падежные окончания имён существительных 1,2 и 3-го склонения единственного числа. Способы
проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Именительный , родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и
дательном падежах
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных во всех
падежах.
Упражнение в правописании безударных окончаниях имён существительных в родительном,
30

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

дательном и предложном падежах
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Склонение имён существительных во множественном числе
Именительный падеж имён существительных множественного числа
Родительный падеж имён существительных множественного числа
Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже
Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
Анализ изложения.
Контрольный диктант за первое полугодие
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи
Род и число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
Именительный ,винительный, родительный падежи
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном
и предложном падежах
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Родительный, дательный ,творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

24

31

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных
Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
Сочинение- отзыв картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Контрольный диктант по теме " Имя прилагательное"
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Местоимение
96
Местоимение как часть речи
97
Личные местоимения
98
Изменение личных местоимений 1- го и 2 -го лица по падежам
99
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
100
Изменение личных местоимений по падежам
101
Обобщение по теме "Местоимение"
102
Контрольный диктант по теме "Местоимение"
103
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Глагол
104
Роль глаголов в языке
105
Изменение глаголов по времени
106, 107
Неопределённая форма глагола
108
Изменение глаголов по временам
109, 110
Спряжение глаголов
111
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
112, 113
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени
114, 115, Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
116, 117
118
Возвратные глаголы
119, 120
Правописание -тся и - ться в возвратных глаголах
87
88
89
90
91
92
93
94
95

8

26

32

121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
Контрольный диктант по теме " Глагол"
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Обобщение по теме "Глагол"
Изложение повествовательного текста
Проверка знаний по теме "Глагол"
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение
Повторение
Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание
Лексическое значение слова
Состав слова
Части речи
Итоговый контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта.
Итого:

7

136

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».