РП Окружающий мир 1-4 класс

Приложение № 5
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования
МКОУ «Басмановская СОШ»

Рабочая учебная программа предмета «Окружающий мир» 1-4 класс.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучение курса «Окружающий мир» в
начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе
и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной
мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым
обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться
дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных
знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,

1

опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего
развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс
вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок
подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных
граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и
планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный
курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных
связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках
чтения, русского языка и математики, музыки, и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая
детей к рациональному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную
принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения
под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат
возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные
нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные
признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

3

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с
целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты,
здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и
обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных
из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения
в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и
родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить
место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать
реальные исторические факты от вымыслов;

4

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
(курсивом выделен повышенный уровень достижений обучающихся)
Регулятивные универсальные учебные действия
1 класс
– принимает и сохраняет учебную задачу; (в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи;)
– учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
(самостоятельно учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;)
2 класс
– планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;( преобразовывает практическую задачу в познавательную;)
– учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;( проявляет познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве;
3 класс
– осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату; (осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль
по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;)
– адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

5

– различает способ и результат действия;
4 класс
– оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи; (самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия)
– вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использует запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
класс
– использует знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные),
для решения задач; (создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач; )
– проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
2 класс
–
осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет; (осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;)
–
осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ; (записывает, фиксирует информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ)
–
осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
3 класс
–
проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; (осуществляет сравнение, сериацию и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;)
–
устанавливает причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; (строит логическое рассуждение, включающее
установление причинноследственных связей;)
–
ориентируется на разнообразие способов решения задач; (осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий)
–
устанавливает аналогии
1

6

4 класс
–
осуществляет синтез как составление целого из частей; (осуществляет синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;)
–
обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе
выделения сущностной связи;
–
осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
–
владеет рядом общих приемов решения задач. (произвольно и осознанно владеет общими приемами решения задач.)
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 класс
– допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (учитывает разные мнения и интересы и обосновывает
собственную позицию;)
– задаёт вопросы. (задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;)
2 класс
– формулирует собственное мнение и позицию; (аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;)
– строит понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;( с учетом целей
коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передаёт партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;)
– контролирует действия партнера; (осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;)
3 класс
– учитывает разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;( понимает относительность
мнений и подходов к решению проблемы;)
– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; (
продуктивно содействует разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;)
– использует речь для регуляции своего действия;
4 класс
– адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеет диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; (учитывает и координирует в
сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;)

7

– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.( адекватно использует речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирует и регулирует свою деятельность)
Личностные универсальные учебные действия
1 класс
– формирует учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;( получает
возможность для формирования устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;)
– формирует способность к оценке своей учебной деятельности; (получает возможность для формирования положительной
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;)
– развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимает чувства других людей и
сопереживает им;
2 класс
– формирует внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;( получает возможность для формирования
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;)
– формирует основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;( получает возможность для формирования компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и деятельности;)
– формирует установку на здоровый образ жизни;( получает возможность для формирования установки на здоровый образ
жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;)
3 класс
– формирует ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;( получает возможность для формирования адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;)
– формирует ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей;( получает возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;)
– формирует основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;(1)

8

4 класс
– формирует широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и
внешние мотивы;( получает возможность для формирования выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;)
– формирует знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;( получает возможность для формирования
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;)
– формирует чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.( получает возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия)
Раздел II.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды
и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

9

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери,
их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере
насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные
экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество

10

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:
проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре
народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба,
игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль
денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой
информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.

11

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и
др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного
края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами:
название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера
телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

12

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его
окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Соотношение целевого приоритета воспитания уровня ООО с ресурсами учебного предмета


к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда

Раздел III.
Тематическое планирование
Тематическое планирование 1 класс
№ урока

2
3
4
5

Наименование разделов и тем
Введение
Знакомство с учебником и учебными пособиями. Задавайте вопросы!
Раздел «Кто и что?»
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»

6
7
8
9
10

Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?

1

Количество часов
1
19

13

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33, 34
35, 36
37
38
39
40

Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая
родина»
Раздел « Как, откуда и куда?»
Как живет семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берется и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Раздел «Где и когда?»
Когда учиться интересно?
Когда придет суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?

12

11

14

41
42
43
44
45
46
47, 48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63, 64К
65, 66

Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Раздел « Почему и зачем?»
Почему Солнце светит днем, а Луна ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Итого:

23

66

Тематическое планирование 2 класс
№ урока
1

Наименование разделов и тем
Раздел «Где мы живём?»
Родная страна.

Количество часов
4

15

2
3
4
5
6
7
8, 9
10
11
12, 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22, 23
24
25
26
27
28
29
30
31, 32
33

Город и село.
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Раздел « Природа»
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Что такое погода.
В гости к осени.
Звездное небо.
Заглянем в кладовые земли.
Про воздух и про воду.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга. Проект «Красная книга»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Раздел «Жизнь города и села»
Что такое экономика.
Из чего что сделано.
Как построить дом.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование.
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

20

10

16

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55, 56
57
58
59
60
61
62
63

Презентация проектов «Родное село», «Профессии»
Раздел «Здоровье и безопасность»
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности.
Пожар.
На воде и в лесу.
Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
Раздел «Общение»
Наша дружная семья.
Проект «Родословная»
В школе.
Правила вежливости.
Ты и твои друзья.
Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Раздел «Путешествие»
Посмотри вокруг.
Ориентирование на местности.
Формы земной поверхности.
Водные богатства.
В гости к весне.
Россия на карте.
Проект «Города России»
Путешествие по Москве.
Путешествие по Оке
Московский Кремль.
Город на Неве.
Путешествие по планете.

9

7

9

18

17

64
65
66
67
68

Путешествие по материкам.
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие»»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
Итого:

68

Тематическое планирование 3 класс
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Наименование разделов и тем
Как устроен мир?
Природа. Ценность природы для людей
Человек.
Наши проекты «Богатства, отданные людям».
Общество.
Что такое экология.
Природа в опасности!
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.

Количество часов

7

19

18

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34, 35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто есть кто?
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа
Мы и наше здоровье
Организм человека.
Органы чувств.
Надёжная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа
Наша безопасность
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Наши проекты «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные ископаемые.

10

8

12

19

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Растениеводство
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Наши проекты «Экономика родного края».
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»
Путешествие по городам и странам
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Наши проекты «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании (Франция).
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
Итого:

12

68

Тематическое планирование 4 класс
№ урока
1
2
3
4

Наименование разделов и тем
Раздел «Земля и человечество
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звёздное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа. Стартовая работа.

Количество часов
9

20

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества.
Проектная деятельность «Сокровища Земли под охраной»
Раздел « Природа России»
Равнины и горы России
Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь
Тундра.
Итоговая контрольная работа № 2 за 2 четверть.
Леса России. Лес и человек
Зона степей.
Пустыни.
У Чёрного моря.
Раздел «Родной край – часть большой страны»
Наш край.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края.
Контрольная работа № 3 по теме «Природа России»
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
Жизнь леса.
Жизнь луга
Итоговая контрольная работа № 4 за 2 четверть.
Жизнь в пресных водах.
Экскурсия в природные сообщества родного края.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.

10

15

21

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны»
Раздел «Страницы Всемирной истории»
Начало истории человечества
Мир древности: далёкий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки
Новейшее время: история продолжается сегодня
Раздел «Страницы истории России»
Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси.
Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Контрольная работа № 5 по теме «Страницы всемирной истории»
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России. Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Итоговая контрольная работа № 6 за 3 четверть.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века.
Контрольная работа № 7 по теме «Страницы истории России»
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920-1930-х годов.
Великая Отечественная война и великая Победа
Страна, открывшая путь в космос
Раздел «Современная Россия»
Всероссийская проверочная работа № 8
Основной закон России и права человека. Итоговая контрольная работа

5

20

9

22

62
63
64
65
66
67
68

Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествия по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.
Путешествия по России. Народы России, особенности их традиционной культуры.
Путешествия по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру
России.
Обобщающий итоговый урок.
Итого:

68

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».