Рабочая программа воспитания ООО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Басмановская средняя общеобразовательная школа»
(МКОУ «Басмановская СОШ»)
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МКОУ «Басмановская СОШ»
(протокол № 1 от 30.08.2023)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МКОУ «Басмановская
СОШ»
№ 3008-1 от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
воспитания
обучающихся на уровне
основного общего образования
МКОУ «Басмановская СОШ»

с. Басмановское
2023 год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ...................................................... Error! Bookmark not defined.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ....................................................... Error! Bookmark not defined.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся .................... Error! Bookmark not defined.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ............. Error! Bookmark not defined.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .................................... Error! Bookmark not defined.
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................. Error! Bookmark not defined.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Error! Bookmark not

defined.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................. Error! Bookmark not defined.
3.1 Кадровое обеспечение .................................................. Error! Bookmark not defined.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..................... Error! Bookmark not defined.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями .................................... Error! Bookmark not defined.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся .................................... Error! Bookmark not defined.
3.5 Анализ воспитательного процесса .............................. Error! Bookmark not defined.
Календарный план воспитательной работы ..................... Error! Bookmark not defined.

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП ООО МКОУ «Басмановская
СОШ» (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Данная

программа

основывается

на

единстве

и

преемственности

образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной



воспитательной деятельности в МКОУ «Басмановская СОШ»


утверждена педагогическим советом школы;



реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,

осуществляемой

совместно

с

семьей

и

другими

участниками

образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает



приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе
на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает



историческое

просвещение,

формирование

российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа

воспитания

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ «Басмановская СОШ»
внесены

изменения

программы

в

содержательный

воспитания.

организационно-правовой

Изменения
формы,

и

организационный

связаны

контингентом
3

с

разделы

особенностями

обучающихся

и

их

родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.

4

1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ «Басмановская
СОШ» определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МКОУ «Басмановская СОШ»
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в МКОУ «Басмановская СОШ»


развитие личности, создание условий для самоопределения и

социализации

на

основе

социокультурных,

духовно-нравственных

ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства;


формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию

и

традициям

многонационального

народа

Российской

Федерации, природе и окружающей среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в МКОУ «Басмановская СОШ»
5



усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных

ценностей,

традиций,

которые

выработало

российское

общество

(социально значимых знаний);


формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;


достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:


осознание российской гражданской идентичности;



сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;



готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и

личностному самоопределению;


наличие мотивации к целенаправленной социально значимой

деятельности;


сформированность внутренней позиции личности как особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная
планируется

и

деятельность

в

осуществляется

на

образовательной
основе

организации

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания

6

безопасной

Программа

воспитания

реализуется

в

единстве

учебной

и

воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1)

гражданского

воспитания,

способствующего

российской гражданской идентичности,

формированию

принадлежности к общности

граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском

государстве

и

субъекту

тысячелетней

российской

государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России;
исторического просвещения, формирования российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры

народов

России,

традиционных

религий

народов

России,

формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания
честности,

доброты,

милосердия,

справедливости,

дружелюбия

и

взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4)

эстетического

воспитания,

способствующего

формированию

эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия –
развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния

7

здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на

трудовую

деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе,

достижение

выдающихся

результатов в

профессиональной

деятельности;
7)

экологического

воспитания,

способствующего

формированию

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей

среде

на

основе

российских

традиционных

духовных

ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
ООО установлены ФГОС ООО
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
8

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Гражданское воспитание:
•

знающий и принимающий свою российскую гражданскую

принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
•

понимающий

будущему

народа

сопричастность

России,

к

прошлому,

тысячелетней

настоящему и

истории

российской

государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
•

проявляющий уважение к государственным символам России,

праздникам;
•

проявляющий

готовность

к

выполнению

обязанностей

гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
•

выражающий

неприятие

любой

дискриминации

граждан,

проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
•

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной

организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
•

сознающий свою национальную, этническую принадлежность,

любящий свой народ, его традиции, культуру;
•

проявляющий

уважение

к

историческому

и

культурному

наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
9

•

проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и

культуры своего края, своего народа, других народов России;
•

знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в

науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
•

принимающий

участие

в

мероприятиях

патриотической

направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
•

знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего

народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы
народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с
учетом национальной, религиозной принадлежности);
•

выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки,

поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков;
•

выражающий

неприятие

антигуманных

и

асоциальных

поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям;
•

сознающий соотношение свободы и ответственности личности в

условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
•

проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным

семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;

10

•

проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому

языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание:
•

выражающий понимание ценности отечественного и мирового

искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
•

проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к

разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей;
•

сознающий

роль

художественной

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
•

ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в

художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
•

понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение

личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
•

выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое

питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
•

проявляющий

неприятие

вредных

привычек

(курения,

употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;

11

•

умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние

(свое и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
•

способный

адаптироваться

к

меняющимся

социальным,

информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
•

уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;

проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
•

сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления

навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
•

участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в

семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической
и социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
•

выражающий готовность к осознанному выбору и построению

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
•

понимающий значение и глобальный характер экологических

проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества;
•

сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя

в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
•
природе;

выражающий активное неприятие действий, приносящих вред
ориентированный

на

применение
12

знаний

естественных

и

социальных наук для

решения

задач в области охраны природы,

планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
•

участвующий в практической деятельности экологической,

природоохранной направленности.
Ценность научного познания:
•

выражающий познавательные интересы в разных предметных

областях с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
•

ориентированный в деятельности на научные знания о природе и

обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
•

развивающий

навыки

использования

различных

средств

познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде);
•

демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,

осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ
«Басмановская СОШ». Уклад задаёт порядок жизни общеобразовательной
организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса.

Уклад

удерживает ценности,

принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания,
в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и
средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной
организации и её репутацию в окружающем образовательном пространстве,
социуме.
13

МКОУ «Басмановская СОШ»» имеет сформировавшиеся принципы и
традиции воспитательной работы. Контингент школы составляют дети,
проживающие в сельской местности. Ученики знакомы с особенностями
работы школы по рассказам своих родителей и старших братьев и сестер,
которые также обучались в нашей образовательной организации. Все это
помогает детям быстрее адаптироваться к школьным условиям.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:


неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,

соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;


ориентир

на

создание

в

образовательной

организации

психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие

школьников

и

педагогов;


реализация процесса воспитания главным образом через создание

в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;


организация основных совместных дел школьников и педагогов

как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;


системность,

целесообразность

и

творческий

подход

к

воспитанию как условия его эффективности.
Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
2)

важной

чертой

каждого

ключевого

дела

и

большинства

используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
14

школьников является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
5) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
6) ключевой фигурой воспитания в основной школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям в том числе защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания
в МКОУ «Басмановская СОШ»
МБОУ «Басмановская СОШ»» находится в селе, школа функционирует
более 50 лет.
В 1–9-х классах школы обучается 99 обучающихся. Контингент
обучающихся и их родителей формировался из жителей с. Басмановское и
близлежащих

населенных

пунктов.

Состав

обучающихся

школы

неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития
ребенка и его уровня подготовки к обучению в школе. Имеются
обучающиеся

с

ОВЗ,

которые

общеобразовательных классах;

15

обучаются

инклюзивно

в

–

по

социальному

статусу.

Присутствуют

обучающиеся

из

благополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении,
дети из семей, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума, дети из многодетных семей.
Источниками
всего, являются

положительного

педагоги

школы,

влияния
которые

на

детей, прежде

грамотно

организуют

образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика
результатов

деятельности

по

качеству обеспечиваемого

образования.

Команда администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и
квалификацию. Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом
педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем
творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической
команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием
своего ребенка.
В

селе

имеется

«Басмановская СОШ»,

дошкольная

группа,

относящаяся

к

МКОУ

культурно-досуговый центр, информационно-

досуговый центр, ФАП. В сотрудничестве с данными организациями
проводится воспитательная и просветительская деятельность обучающихся
МКОУ «Басмановская СОШ»
Цель МКОУ «Басмановская СОШ» в самосознании педагогического
коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных
граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную,
осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененных в духовных и культурных традициях многонационального
народа России.
16

В нашей школе зарождаются традиции: линейка, посвященная Дню
знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,
новогодние огоньки, смотр строя и песни, мероприятия ко Дню Победы.
Основные традиции воспитания в МБОУ «Сергеевская СОШ ПМО»:


стержнем

годового

цикла

воспитательной

работы

школы

являются основные школьные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;


важной

чертой

каждого

ключевого

дела

и

большинства

используемых для воспитания других совместных дел педагогических
работников

и

обучающихся

является

коллективная

разработка,

коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;


в школе создаются такие условия, при которых по мере

взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах
(от пассивного наблюдателя до организатора);


в

проведении

соревновательность

общешкольных

между

классами,

дел

поощряется

отсутствует
конструктивное

межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная
активность;


педагогические

работники

школы

ориентируются

на

формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий,
секций

и

иных

детских

объединений,

на

установление

в

них

доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;


ключевой фигурой воспитания в школе является классный

руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную,
личностно

развивающую,

организационную,

посредническую

(в

разрешении конфликтов) функции.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в
которых МКОУ «Басмановская СОШ»» принимает участие:
17

1. РДДМ «Движение первых».
2. Школьный театр.
3. Билет в будущее
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с
поднятием Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в
первоклассники, посвящение в пятиклассники.
Проблемные

зоны,

дефициты,

препятствия

к

достижению

эффективных результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской
общественности на призыв школы к решению проблем организации
воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей –
личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что
понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию,
организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел,
а также их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских
собраний и индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МБОУ СОШ № 1:
1.

Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к

началу занятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения
учителя войти в класс и пройти к своему рабочему месту.
2.

Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников

школы.
18

3.

Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной,

прическа – опрятной.
4.

Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в

раздевалке, повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с
вешалкой.
5.

Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники,

письменные и чертежные принадлежности.
6.

Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.

7.

На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без

разрешения. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не
доставай его.
8.

Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак приветствия.

9.

Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя

спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10.

Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.

Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
11.

На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать

других учеников.
12.

Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и

жесты недопустимы.
13.

Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.

14.

Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.

15.

Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.

19

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды,
формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного
направления

деятельности

воспитательным

в

школе.

потенциалом

с

Каждый

особыми

из

модулей

условиями,

обладает

средствами,

возможностями воспитания.
Воспитательная работа МКОУ «Басмановская СОШ» представлена в
рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела»,
«Классное

руководство»,

«Урочная

деятельность»,

«Внеурочная

деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметноэстетическая

среда»,

«Профилактика

и

«Работа

с

родителями»,

безопасность»,

«Самоуправление»,

«Социальное

партнерство»,

«Профориентация», «Детские общественные объединения», «Школьное
медиа».
Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости
в воспитательной системе МКОУ «Басмановская СОШ».
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация

воспитательного

потенциала

уроков

(урочной

деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
•

максимальное

использование

содержания

учебных предметов

российских

традиционных

для

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

возможностей

у обучающихся
социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

20

•

включение учителями в рабочие программы по учебным

предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
•
курсов,

включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
модулей

тематики

в

соответствии

с

календарным

планом

воспитательной работы;
•

выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
•

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
•

применение

интерактивных

форм

учебной

работы

–

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного

диалога;

групповой

работы,

которая

учит

строить

отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
•

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила

общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
•

организацию наставничества мотивированных и эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

21

социально

•

инициирование и поддержку исследовательской деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
•

курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой,

историко-культурной

направленности: «Разговоры о важном»;
•

курсы, занятия профориентационной направлнности «Россия –

мои горизонты»;
•

курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,

просветительской

направленности:

«Тайны микромира», «Химия для

любознательных», «Техническое моделирование», «Физика для всех»,

«Сложные вопросы русского языка», «Вероятность и статистика»
•

курсы, занятия в области искусств, художественного творчества

разных видов и жанров: «Театральная студия»;
•

курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:

«Общая физическая подготовка и спортивные игры»
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь
на

решение

задач

воспитания

и

социализации

обучающихся,

предусматривает:
•

планирование

и

проведение

воспитательной тематической направленности;

22

классных

часов

целевой

•

инициирование и поддержку классными руководителями участия

классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
•

организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
•

сплочение коллектива класса через игры и тренинги на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
•

выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,

участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
•
путем

изучение особенностей личностного развития обучающихся
наблюдения

за

их

поведением,

в

специально

создаваемых

педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
•
проблем

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
•

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению

личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
•

регулярные

направленные

на

консультации

формирование

с

единства

учителями-предметниками,
требований

по

вопросам

воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
23

•
проблем

проведение педагогических советов для решения конкретных
класса,

интеграции

воспитательных

влияний

педагогов

на

обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных
делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
•

организацию и проведение регулярных родительских собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
•

создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
•

привлечение родителей (законных представителей), членов семей

обучающихся

к

организации

и

проведению

воспитательных

дел,

мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
•

проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и

других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
•

общешкольные

(театрализованные,

праздники,

музыкальные,

ежегодные

литературные

и

др.)

творческие
мероприятия,

связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы;
•

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым

событиям в России, мире;
•

торжественные

образования,

переходом

мероприятия,
на

связанные

следующий
24

с

завершением

уровень

образования,

символизирующие

приобретение

новых

социальных

статусов

в

образовательной организации, обществе;
•

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
образовательной организации, своей местности;
•

социальные проекты в образовательной организации, совместно

разрабатываемые

и

реализуемые

обучающимися

и

педагогическими

работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
•

проводимые для жителей населенного пункта и организуемые

совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в
связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного
пункта;
•

разновозрастные

сборы,

многодневные

выездные

события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и другой направленности;
•
дела

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные
в

разных

корреспондентов,

ролях

(сценаристов,

ведущих,

постановщиков,

декораторов,

исполнителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
•

наблюдение

за

поведением

обучающихся

в

ситуациях

подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
25

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
•

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые

совместно с социальными партнерами образовательной организации;
•

внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям;
•

экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,

технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
•

литературные, исторические, экологические и другие походы,

экскурсии, экспедиции, слеты и др., организуемые педагогическими
работниками,

в

том

числе

совместно

с

родителями

(законными

представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и др.;
•

выездные события, включающие в себя комплекс коллективных

творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других

участников

образовательных

отношений

по

ее

созданию,

поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
•

оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в

образовательную организацию государственной символикой Российской
26

Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
•

организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
•

размещение карт России, регионов, муниципальных образований

(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
•

изготовление,

изображений

размещение,

(символических,

обновление

художественных

живописных,

фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
•

организацию и поддержание в образовательной организации

звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
•

разработку,

оформление,

поддержание,

использование

в

воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если
образовательная организация

носит имя выдающегося исторического

деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.) в помещениях
образовательной

организации

или

на

прилегающей

территории

для

общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
27

•

оформление

и

обновление

«мест

новостей»,

стендов

в

помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического,

духовно-нравственного

содержания,

фотоотчеты

об

интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
•

разработку

и

популяризацию

символики

образовательной

организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
др.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
•

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций

творческих

работ

обучающихся

в

разных

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
•

поддержание

эстетического

вида

и

благоустройство

всех

помещений в образовательной организации, доступных и безопасных
рекреационных

зон,

озеленение

территории

при

образовательной

организации;
•

разработку, оформление, поддержание и использование игровых

пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
•

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей

свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
•
с

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе

обучающимися,

их

родителями

по

благоустройству,

оформлению

школьных аудиторий, пришкольной территории;
•

разработку и оформление пространств проведения значимых

событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
•

разработку

и

обновление

материалов

(стендов,

плакатов,

инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
28

воспитания

ценностях,

правилах,

традициях,

укладе

образовательной

организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль

«Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
•

создание и деятельность в образовательной организации, в

классах

представительных

(родительского

комитета

органов

родительского

образовательной

организации,

сообщества
классов),

участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете образовательной организации;
•

тематические родительские собрания в классах, общешкольные

родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
•

родительские дни, в которые родители (законные представители)

могут посещать уроки и внеурочные занятия;
•

работу

семейных

клубов,

родительских

гостиных,

предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для
совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания;
•

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе

родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
•

родительские форумы на официальном сайте образовательной

организации в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет29

сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
•

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в

случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с
порядком привлечения родителей (законных представителей);
•

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке

и проведению классных и общешкольных мероприятий;
•

целевое взаимодействие с законными представителями детей-

сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
•

организацию

самоуправления

(совет

и

деятельность

обучающихся

органов

или

ученического

других),

избранных

обучающимися;
•

представление органами ученического самоуправления интересов

обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
•

защиту

органами

ученического

самоуправления

законных

интересов и прав обучающихся;
•

участие представителей органов ученического самоуправления в

разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации предусматривает:
•

организацию

деятельности

педагогического

коллектива

по

созданию в образовательной организации эффективной профилактической
30

среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
•

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и

ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
•

проведение

коррекционно-воспитательной

работы

с

обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с
привлечением

сторонних

коррекционных

специалистов

педагогов,

(психологов,

работников

конфликтологов,

социальных

служб,

правоохранительных органов, опеки и др.);
•

разработку

и

реализацию

профилактических

программ,

направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
•

вовлечение

обучающихся

в

воспитательную

деятельность,

проекты, программы профилактической направленности социальных и
природных рисков в образовательной организации и в социокультурном
окружении

с

педагогами,

(антинаркотические,

родителями,

антиалкогольные,

социальными

против курения,

партнерами
вовлечения

в

деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,
гражданской обороне и др.);
•

организацию

превентивной

работы

с

обучающимися

со

сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям,
групповому давлению;
•

профилактику

правонарушений,

девиаций

посредством

организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, –
31

познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого
общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
•

предупреждение,

профилактику

и

целенаправленную

деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной
организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
•
требующих

профилактику
специальной

расширения

групп,

семей

обучающихся,

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально не
адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
•

участие представителей организаций-партнеров, в том числе в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
•
отдельных

участие представителей организаций-партнеров в проведении
уроков,

внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей тематической направленности;
•

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,

занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
•

проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров
для обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни образовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
•

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых

обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
32

экологической,

патриотической,

ориентированных

на

трудовой

воспитание

и

другой

обучающихся,

направленности,
преобразование

окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
•

проведение циклов профориентационных часов, направленных на

подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
•

профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры,

квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
•

экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы;
•

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,

тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
•

организацию на базе детского лагеря при образовательной

организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
•

совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-

ресурсов,

посвященных

профориентационного
интересующим

выбору

профессий,

онлайн-тестирования,

профессиям

и

направлениям

прохождение

онлайн-курсов

по

профессионального

образования;
•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

•

индивидуальное консультирование психологом обучающихся и

их родителей (законных представителей) по вопросам
33

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
•

освоение обучающимися основ профессии в рамках различных

курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.

34

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ «Басмановская
СОШ» в соответствии с ФГОС основного общего образования по разделению
функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением,
реализацией

воспитательной

деятельности;

по

вопросам

повышения

квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других
категорий;

по

привлечению

специалистов

других

организаций

(образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:


заместитель директора по учебно-воспитательной работе;



заместитель директора по воспитательной работе;



советник директора по воспитательной работе и взаимодействию

с детскими общественными организациями;


классные руководители;



педагоги дополнительного образования.

Общая численность педагогических работников МКОУ «Басмановская
СОШ» – 13 человек основных педагогических работников, из них 92
процента имеют высшее педагогическое образование, 1 процент – высшую
квалификационную категорию, 92 процента – первую квалификационную
категорию. Классное руководство в 1–9-х классах осуществляют 9 классных
руководителей.
Кадровое
обеспечение
воспитательного
процесса в
школе

Занимаемая должность

35

Ф.И.О.

№п\п
1

Директор

Гомзикова
Васильевна

Юлия

2

Заместитель директора по УВР

Берсенева
Ивановсна

Елена

3

Заместитель директора по ВР

Михайлова
Алексеевна

Юлия

4

Советник
директора
по Якимова
воспитательной
работе
и Геннадьевна
взаимодействию с детскими
общественными организациями

5

Библиотекарь

Глебова
Ивановна

Марина

6

Классные руководители

Глебова
Михайловна

Наталья

Старыгина
Петровна

Наталья

Михайлова
Алексеевна

Юлия

Бебякина
Николаевна

Наталья

Глебова
Александровна

Ирина

Якимова
Геннадьевна

Ольга

Аксенова
Владимировна

Нина

Зубова
Николаевна
7

Учитель физики и технологии
36

Ольга

Глебов

Ирина
Владимир

Николаевич
8

Учитель иностранного языка

9

Учитель физической культуры

Цепелев
Федорович

10

Учитель математики

Топорищева
Александровна

Нина

Якимова
Геннадьевна

Ольга

11

Руководитель
школьного Цепелев
спортивного клуба «Лидер»
Федорович

12

Руководитель
Роста»

12

Педагоги
образования

центра

Валерий

«Точка Берсенева
Ивановсна

Елена

дополнительного Синицына
Владимировна
Казаченко
Игоревна

13

Валерий

Педагог-психолог

Елена

Александра

Потапова
Максимовна

Надежда

Кривых
Викторовна

Наталья

Войтко Л. Д.

Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по
актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
других организаций: работники ПДН и ТКДН ЗП.

37

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление

качеством

воспитательной

деятельности

в

МКОУ

«Басмановская СОШ» обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты:


Положение о классном руководстве;



Положение о дежурстве;



Положение о школьном методическом объединении;



Положение о внутришкольном контроле;



Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;



Положение о Совете профилактики;



Положение об Управляющем совете;



Положение о школьной форме;



Положение о ПМПК;



Положение о социально-психологической службе;



Положение о школьном наркологическом посте;



Положение о школьной медиатеке;



Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию;



Положение об организации дополнительного образования;



Положение о внеурочной деятельности обучающихся;



Положение об ученическом самоуправлении;



Правила внутреннего распорядка для обучающихся;



Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
38



Положение о школьном спортивном клубе «Лидер»;



Положение о школьном театре.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном

сайте школы по адресу: https://basm-tal.uralschool.ru/

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
На уровне ООО обучается 3 обучающихся с ОВЗ, 1 обучающийся с
инвалидностью.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются
в примерных адаптированных основных образовательных программах для
обучающихся каждой нозологической группы.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: для обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.
Детская

и

детско-взрослая

общности

в

инклюзивном

образовании

развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На

уровне

деятельностей:

педагогическое

проектирование

совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых
группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия
освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает
активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
39

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной
работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и
культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает
возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:


налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции
в общеобразовательной организации;


формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;



построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;



обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями школа ориентируется:


на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями

с

использованием

адекватных

возрасту

и

физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;


создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств
и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
40



личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями.

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной

успешности

обучающихся

МКОУ

«Басмановская

СОШ»

строится на принципах:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении,

проведение

процедуры

награждения

в

присутствии

значительного числа школьников.
2.

Прозрачность

правил

поощрения

–

они

регламентированы

положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с
локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4.

Сочетание

индивидуального

и

коллективного

поощрения

–

использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

получившими и не получившими награды.

41

между

обучающимися,

5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом
наличия

ученического

самоуправления),

сторонних

организаций,

их

статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов
наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в
МКОУ «Басмановская СОШ»
1.

Портфолио.

Ведение

портфолио

отражает

деятельность

обучающихся при ее организации и регулярном поощрении классными
руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по
собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих
достижения обучающегося. Портфолио обучающегося МКОУ «Басмановская
СОШ» может включать:
•

артефакты признания

–

грамоты, поощрительные

письма,

фотографии призов и т. д.;
•

артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи

или фото изделий и т. д.
Формы

поощрения

социальной

успешности

и

проявления

активной жизненной позиции обучающихся МКОУ «Басмановская
СОШ»:


объявление благодарности;



награждение грамотой;



награждение ценным подарком.

42

3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне основного общего образования, установленных
ФГОС ООО.
Основным

методом

образовательной
воспитательной

анализа

организации
работы

с

воспитательного

является

целью

выявления

процесса

ежегодный
основных

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включено

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:


взаимное

уважение

всех

участников

образовательных

отношений;


приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует

на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие

деятельности,

стиль

общения,

отношений

между

педагогическими работниками, обучающимися и родителями;


развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на

использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);


распределенная ответственность за результаты личностного

развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие – это результат как организованного социального воспитания, в
43

котором образовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,

социальным

педагогом

(при

наличии))

с

последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития

обучающихся

является

педагогическое

наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:


какие

проблемы,

затруднения

в

личностном

развитии

обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;


какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;



какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит

работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является

наличие

интересной,

событийно

насыщенной

и

личностно

развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом (при наличии)), классными руководителями с привлечением
44

актива

родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

совета

обучающихся.
Способами

получения

информации

о

состоянии

организуемой

совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:


урочной деятельности;



внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;



деятельности по профилактике и безопасности;



реализации потенциала социального партнерства;



деятельности по профориентации обучающихся;



школьного музея.

Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ «Басмановская
СОШ» будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы
следует

учесть

при

планировании

2024/25 учебный год.
45

воспитательной

работы

на


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».