Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Адаптированная рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Адаптированной основной
образовательной программе основного
общего образования

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по предмету «Профессионально-трудовое обучение
(Селькохозяйственный труд)»

5 -9 класс

с. Басмановское 2025 год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по предмету «Труд (технология» по профилю «Сельскохозяйственный труд» (предметная облас ть
«Технология»)
для
5-9
классов
разработана
на
основе:
- федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (с изменениями. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 г. № 495),
- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599) (ред. от 08.11.2022 г.);
Программа предусматривает в рамках изучения учебного предмета получение обучающимися первоначальной профильной трудовой
подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков,
развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей
и
состояния
здоровья.
Цель реализации программы – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры, социально-трудовых знаний, умений, навыков на
основе
освоения
предмета
профильный
труд
(швейное
дело).
Достижение цели при реализации программы по предмету «Труд (технология)» по профилю «Сельскохозяйственный труд»
(предметная
область
«Технология»)
планируется
через
реализацию
следующих
задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной
активности);
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых
и
доступных
видов
труда
дома,
в
семье
и
по
месту
жительства;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение
знаний
о
материалах
и
их
свойствах,
технологиях
использования;
ознакомление
с
ролью
человека-труженика
и
его
местом
на
современном
производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение
к
сознательному
выбору
профессии
и
получение
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в
образовательной
организации;

- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ
по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями
и
состоянием
здоровья
обучающихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном
труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование
информационной
грамотности,
умения
работать
с
различными
источниками
информации;
формирование
коммуникационной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности,
инициативности.
Коррекционные
задачи
направлены
на:
- коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекцию
и
развитие
сенсомоторных
процессов
в
процессе
формирование
практических
умений;
Воспитательные
задачи:
выявление
и
поддержка
детских
инициатив
и
самостоятельности;
- организация ранней профориентационной
работы с обучающимися, расширение знаний о современных профессиях;
- развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной среды и реализацию ее воспитательных
возможностей;
- организация работы с семьями обучающихся и их родителями (законными представителями), направленной на совместное решение
проблем
личностного
развития
обучающихся,
их
будущего
самоопределения;
- воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей ценности, как основному способу достижения
жизненного
благополучия
человека;
воспитание
трудолюбия
и
уважения
к
людям
труда,
к
культурным
традициям;
- воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный
этап
работы;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, ответственности), навыков культурного поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), проживающих в сельской местности, где ведется подсобное
хозяйство, основной задачей является формирование устойчивого интереса к профессиям сельскохозяйственного направления.
Необходимо сформировать определенные нравственные качества у обучающихся, подготовить их к самостоятельной жизни и труду.
Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями и направлена на

всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает трудовое, эстетическое
воспитание.
Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь такого уровня знаний и умений, который необходим им для
социальной
и
трудовой
адаптации.
Таким образом, каждый ученик получает базовые знания и практические компетенции, способствующие раскрытию потенциала
каждого ученика, направленного на самостоятельный и осознанный выбор профессионально-трудового направления,
удовлетворяющего
как
личные
интересы,
так
и
общественные
потребности.
Согласно учебному плану в 5–9 классах изучается учебный курс по профилю «Сельскохозяйственный труд», который включает
следующие основные обязательные содержательные линии: - материалы, используемые в трудовой деятельности.
Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и прочие). Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, оборудование. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение
инструмента.
Свойства
инструмента
и
оборудования
качество
и
производительность
труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия,
технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством
педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний. Этика
и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по техн ике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
2. Общая характеристика учебного предмета
В рамках обучения по данному профилю обучающиеся последовательно знакомятся с приемами и способами обработки земли,
посадки и выращивания овощей, уборки и хранения корнеплодов, узнают строение и свойства растений; правила охраны труда;
овладевают умениями и навыками использования по назначению сельскохозяйственных инструментов и приспособлений, применять
правила ухода за ними.
В процессе обучения знакомятся с технологией выращивания разных видов растений, овладевают умениями обработки почвы,
готовить семена к посеву, высеивать их, проводить уход, убирать урожай.
Каждый урок содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в подсобных
хозяйствах. Необходимость на каждом уроке закрепления полученных знаний вызвана тем, что освоение технологии выращивания
новых видов растений в последующем классе идет как развитие одних и тех же умений
– обрабатывать почву, готовить семена, высеивать их, проводить уход, убирать урожай. Освоение новых элементов этих умений
происходит на базе ранее усвоенных, следовательно, происходит их постоянное закрепление.
Вывод: уроки сельскохозяйственного труда являются уроками комбинированного типа
– у обучающихся формируются и знания, и умения, и навыки, проводится работа над новым материалом, закреплением изученного,
контроль за освоением учебного материала.. Для проверки умений и навыков проводится самостоятельная работа. На занятиях

отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться сельскохозяйственными
инструментами
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате обучения обучающиеся овладеют:
 навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов,
 уважительным отношением к труду и результатам труда,
 развитием основных мыслительных операций,
 развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления,
 коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы,
 обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
 Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
 Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им.
 Учиться согласованно работать в группе.

 Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
 Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий.
 Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности.
 Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Требования к уровню предметных результатов
5 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- значение сельскохозяйственного труда в жизни человека;
- породы кроликов;
- виды сельскохозяйственных культур (горох, картофель), знать их особенности строения и агротехнические условия выращивания в
местных условиях;
- правила уборки урожая;
- ранневесенний уход за садом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать сельскохозяйственную продукцию;
-классифицировать цветочные культуры;
-ухаживать за кроликами;

-выращивать горох, картофель в местных условиях;
- убирать урожай сельскохозяйственных культур
6 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) : :
- сроки уборки картофеля;
- определение почвы и пахотного слоя;
- виды местных ягодных кустарников и правила ухода за ними;
- виды овощных и полевых культур;
- биологические особенности и технологию выращивания столовых корнеплодов, лука, чеснока;
- свойства и условия хранения органических удобрений;
- виды и содержания домашней птицы;
- местные породы овец и коз;
-ручной инвентарь.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- убирать картофель, столовые корнеплоды и учитывать урожай;
- закладывать картофель и корнеплоды на хранение,
- сортировать картофель, выращивать комнатные растения,
- определять вид органических удобрений и вносить их в почву,
- вскапывать почву лопатой
- выращивать чеснок;
- закладывать компост
- вести элементарный уход за домашней птицей, овцами и козами.
7 класс
: Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- Сроки и способы уборки лука, столовых корнеплодов.
- Признаки созревания семенных зонтиков моркови и соплодий свёклы.
- Состав земляной смеси для парников и теплиц.
- Продукцию свиноводства и её значение.
- Устройство свинарника. Особенности кормления и ухода за свиньями.
- Правила ухода за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
- Виды минеральных удобрений.
- Значение и виды зеленных овощей.

- Сроки, способы посадки капусты и уход за ней.
- Выращивание корнеплодов для получения семян.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Убирать и сортировать лук и столовые корнеплоды.
- Убирать семена моркови и свёклы. - Подготавливать теплицу и парник к зиме.
- Ухаживать за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
- Выращивать капусту и ухаживать за ней.
- Выращивать зеленные овощи и редис.
- Набивать парник биотопливом.
- Подготавливать гряды для посадки.
8 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- уметь работать садовыми ножницами;
- ухаживать и сажать ягодные кустарники; - вскапывать приствольный круг;
- сеять капусту и ухаживать за ней;
- пикировать сеянцы томатов, ухаживать за рассадой;
- выращивать томаты;
- определять основные стати коровы;
- распознавать и подготавливать корма, кормить животных.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- значение растений в природе и жизни человека;
- основные правила и инструкции по безопасности труда;
- ягодные кустарники, вредителей и болезни;
- строение плодового дерева, разновидности плодовых деревьев, способы размножения;
- знать правила ухода за плодовыми деревьями;
- назначение парника и теплицы в овощеводстве;
- породы коров, способы их содержания, болезни коров, корма для коров;
- знать и соблюдать правила личной гигиены.
9 класс
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :

- Устройство доильного аппарата.
- Подготовка коровы к доению.
- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Знать время и правила уборки овощей.
- Правила хранения семенников и извлечение семян.
- Личная гигиена доярки (дояра).
- Тепличный грунт. Состав земляной смеси для теплиц.
- Формирование крон молодого плодового дерева.
- Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку.
- Подготовка рассады огурцов к высадке. - Подкормки растений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Разбирать и собирать доильный аппарат.
- Пасти телят.
- Стирать полотенца, халаты и косынки после работы в коровнике.
- Правильно обращаться при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывать, просушивать семена.
- Подготавливать почву в теплице для выращивания огурцов.
- Размечать места для высадки рассады, поделка лунок, обрабатывать их, поливать.
- Подвязывать стебли растений с помощью шпагата.
- Удалять боковые побеги.
- Обрезать и укорачивать ветки плодовых деревьев.
- Промывать доильный аппарат и молокопровод после окончания дойки.
- Пасти коров. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой рабо ты,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий некоторых терминов и орудий труда, используемых на уроках сельскохозяйственного труда;
-знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках сельскохозяйственного труда, их устройства, правил техники безопасной раб оты с
колющими и режущими инструментами;

-знание приемов работы (разметки грядок, глубина посадки), используемые на уроках сельскохозяйственного труда;
-анализ объёма работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-составление плана работы при посадке сельскохозяйственных культур;
-владение некоторыми приемами при работе ручным инвентарем;
-использование в работе подручный ручной инвентарь (лейка, ведро, секатор, мерная лента);
-выполнение несложных работ на пришкольном участке.
Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание о почве и ее особенностях;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно -гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор ручного инвентаря по их физическим силам;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы при выполнении сельскохозяйственных работ;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своего труда;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке сельскохозяйственного инвентаря после работы.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, беседа, рассказ,
экскурсии, лабораторные и практические работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к
каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово -ягодные
культуры, имеется подсобное хозяйство, где ребята практикуются по уходу за животными, подготовке кормов и кормлению животных. Для
проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ. П ри
составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность практических работ.
Содержание учебного предмета
Урок сельскохозяйственного труда в школе VIII вида является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное
средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, воспитанников, но и одно из ведущих средств учеб новоспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации. Каждый урок содержит оптимальны й
объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в подсобных хозяйствах. Среди уроков сельскохозяйственног о
труда нельзя выделить, как это обычно происходит, в других предметах, уроки изучения нового материала, уроки повторения (закр епления),
контрольные уроки. На любом уроке имеют место все эти элементы. Причин тому несколько. Так, при выращивании одного растения
повторение одинаковых работ с ним
невозможно. Необходимость на каждом уроке закрепления полученных знаний вызвана тем, что освоение технологии выращивания новы х
видов растений в последующем классе идет как развитие одних и тех же умений – обрабатывать почву, готовить семена, высеивать их,
проводить уход, убирать урожай. Освоение новых элементов этих умений происходит на базе ранее усвоенных, следовательно, происходит
их постоянное закрепление. Вывод будет один: уроки сельскохозяйственного труда являются уроками комбинированного типа – у учащихся

формируются и знания, и умения, и навыки, идет работа над новым материалом, над закреплением изученного, контроль за освоением
учебного материала. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, включаются такие формы работы, как наблюдение, экску рсия,
лабораторная работа, используется наглядный материал. Для проверки умений и навыков проводится самостоятельная работа.
В программу 5 класса входят:
работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими
и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. По животноводству овладевают приемами уход а за
кроликами.
Программа 6 класса включает:
осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На
занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией
выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических
удобрений, способах получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.
Программа 7 класса состоит :
из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы,
содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводят ся
данные по агрохимии – свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с
правилами содержания свиней.
В 8 классе программа продолжает :
знакомить учащихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают об овощеводстве на откры том грунте. Тема «Животноводство»
знакомит их с крупным рогатым скотом. Они осваивают приёмы работы на молочно-товарной ферме, это уборка помещений, кормление и
доение коров, уход за телятами.
Программа 9 класса направлена:
на закрепление полученных ранее знаний и навыков, является обобщающей. Школьники повторяют материал, изученный на предыдущих
этапах трудового обучения, получают некоторые дополнительные сведения. Учащимся предлагается восполнить пробелы по вопросам
овощеводства, садоводства и животноводства. Школьники совершенствуют практические умения и навыки по работе со средствами
механизации в сельскохозяйственном производстве. В этот период автоматизируются ранее приобретённые умения, формируются рабоч ие
навыки на основе обобщения имеющихся сведений об основных приёмах работы в сельскохозяйственном производстве, устройстве и
назначении различных инструментов, способов посадки и выращивания садово-огородных растений, правилах содержания и ухода за
сельскохозяйственными животными. Таким образом, урок по сельскохозяйственному труду способствует профориентации и социальной
адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал, но и положительно влияет на личностные свойс тва.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на освоение каждой темы.
№
Наименование раздела
5 класс
1
Вводное занятие

Всего часов
2

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Сельскохозяйственный труд и его значение
Осенние сельскохозяйственные работы Участие в уборке урожая овощей. Сортировка
овощей
Уборка послеурожайных остатков
Заготовка веточного корма для кроликов
Кролики
Содержание кроликов летом и зимой
Ручной инвентарь для ухода за кроликами
Уход за кроликами
Корма для кроликов. Кормление кроликов
Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме
Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями
Горох. Особенности гороха. Использование гороха.
Подготовка гороха к посеву. Подготовка почвы и посев гороха
Уход за посевами и уборка урожая гороха
Фасоль. Особенности фасоли. Использование фасоли.
Подготовка фасоли к посеву. Подготовка почвы и посев фасоли
Уход за посевами и уборка урожая фасоли.
Картофель. Особенности картофеля.
Использование картофеля.
Подготовка клубней картофеля к посадке
Подготовка почвы для посадки картофеля. Посадка картофеля.
Уход за картофелем. Вредители и болезни картофеля.
Уборка урожая картофеля
Цветочные растения Виды цветочных растений.
Комнатные растения.
Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений.
Почвенные смеси для комнатных цветов.
Уход за комнатными растениями.
Размножение комнатных растений.
Выращивание герани.
Выращивание аспидистры.
Выращивание кливии.
Цветочные растения открытого грунта.
Однолетние цветочные растения
Цветник.

2
3
3
3
5
5
2
6
5
2
3
6
6
8
6
6
8
12
4
10
10
8
9
6
4
3
5
5
6
6
6
6
2
4
4

37
38
39
40
Итого

Выращивание ноготков.
Выращивание настурции.
Выращивание бархатцев.
Обобщающие уроки

6
6
6
3
204

№ Наименование раздела
6 класс
Вводное занятие
1
Уборка картофеля
2
Почва и ее обработка
3
Подготовка почвы
4
Посадка чеснока
5
Осенний уход за ягодными кустарниками
6
Домашняя птица
7
Содержание домашней птицы
8
Органические удобрения
9
Заготовка навоза
10
Овцы и козы
11
Содержание овец и коз зимой
12
Корм для овец и коз
13
Овощные культуры
14
Основные полевые культуры
15
Столовые корнеплоды
16
Выращивание лука и столовых корнеплодов
17
Выращивание столовых корнеплодов
18
Выращивание репчатого лука и лука-севка
19
Итого

№
Наименование раздела, темы
п/п

Всего часов
2
17
13
12
8
12
12
14
5
13
12
8
15
15
14
10
10
10
8
210

Часы
Всего

7 класс
1. Вводное занятие
Вводный инструктаж. Значение сельского хозяйства
1
ТБ при работе на пришкольном участке и на уроках технологии
2
3
2. Уборка урожая
Разновидность лука
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Уборка семенников лука репчатого
Сбор семян лука-батуна
Переработка семя лука-батуна
Обмолот семян лука репчатого
Уборка семенников лука репчатого
Уборка семенников столовой моркови
Обмолот семян столовой моркови
Уборка семенников столовой свёклы
Уборка семенников столовой свеклы
Обмолот семян столовой свеклы
Уборка лука-севка и подготовка его к хранению
Уборка лука-репки
Уборка столовых корнеплодов и учет урожая
Правила работы при уборке столовых корнеплодов
Хранение столовых корнеплодов

Повторительно-обобщающий урок по теме «Уборка урожая»
3.Ягодные кустарники и уход за ними
Сведения о ягодных кустарниках
Строение черной смородины
Некоторые особенности черной смородины
Строение красной смородины
Некоторые особенности красной смородины
Осенний уход за кустами смородины
Строение и некоторые особенности крыжовника
Уход за крыжовником
Строение и некоторые особенности малины
Уход за малиной

2
1
1
24
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
18
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Особенности ухода за посадками малины
Вредители ягодных культур
Болезни ягодных культур
Повторительно-обобщающий урок по теме «Ягодные кустарники и уход за ними»
Самостоятельная работа по теме «Ягодные кустарники и уход за ними»
4. Парники и теплицы
Сведения о защищенном грунте
Парники
Теплицы
Почвенные смеси для парников и теплиц
Заготовка почвенной смеси для парников и посевных ящиков в осеннее время
Подготовка парников к зиме
Подготовка парников к зиме
Заготовка биотоплива для парников
Заготовка биотоплива (навоза) для парников
Набивка парников биотопливом и почвенной смесью
Повторительно-обобщающий урок по теме «Парники и теплицы»
Самостоятельная работа по теме «Парники и теплицы»
5. Свиноводческая ферма
Значение и внешний вид свиней
Особенности свиней
Породы свиней
Содержание свиней
Промышленная свиноводческая ферма
Содержание свиней на промышленной свиноводческой ферме
Содержание свиней в индивидуальном фермерском хозяйстве
Уход за свиньями
Болезни свиней и их предупреждение
Санитарно-гигиенические правила для работающих на свиноводческой ферме
Уборка свинарника
Корма для свиней
Подготовка кормов к скармливанию
Кормление свиней

1
1
1
2
2
16
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
42
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Кормление свиноматок и уход за ними
Кормление поросят-отъёмышей и уход за ними
Откорм свиней
Правила раздачи кормов при кормлении свиней
Подготовка кормов к скармливанию
Кормление свиней
Повторительно-обобщающий урок по теме «Свиноводческая ферма»
Самостоятельная работа по теме «Свиноводческая ферма»
6. Минеральные удобрения
Сведения о минеральных удобрениях
Простые минеральные удобрения
Комплексные минеральные удобрения
Хранение минеральных удобрений
Смешивание минеральных удобрений. Правила безопасной работы с минеральными
удобрениями
Сроки внесения минеральных удобрений
Способы внесения минеральных удобрений
Распознавание минеральных удобрений
Смешивание перегноя с минеральными удобрениями
Повторительно-обобщающий урок по теме «Минеральные удобрения»
Самостоятельная работа по теме «Минеральные удобрения»
7. Основные плодовые деревья
Вводный инструктаж. Сведения о плодовых деревьях
Строение и некоторые особенности яблони. Сорта яблони.
Строение и некоторые особенности груши. Сорта груши
Строение и некоторые особенности вишни. Сорта вишни.
Строение и некоторые особенности сливы. Сорта сливы
Способы размножения плодовых деревьев
Прививка
Выращивание саженцев плодовых деревьев
Размножение корневой порослью
Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные плодовые деревья»
Самостоятельная работа по теме «Основные плодовые деревья»
8. Заготовка навоза для парника

2
2
2
2
2
2
2
2
22
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
23
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
5

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
120
121
122

Навоз как биотопливо для парника
Правила укладки ,приёмы разогревания навоза.
9. Сведения о капусте.
Вводный инструктаж. Сведения о капустных овощных растениях
Строение белокочанной капусты
Некоторые особенности белокочанной капусты
Сорта и гибриды белокочанной капусты
Выращивание белокочанной капусты
Посев семян капусты для выращивания рассады
Пикировка сеянцев и уход за ними
Практическая работа Приготовление почвенной смеси для посева капусты
Практическая работа Посев семян капусты
Практическая работа Пикировка сеянцев капусты
Практическая работа Уход за рассадой капусты
Практическая работа Посев семян капусты в торфотаблетки
Подготовка почвы и внесение удобрений для выращивания капусты в открытом грунте
Высадка рассады в открытый грунт
Уход за рассадой в открытом грунте
Особенности выращивания капусты
Вредители капусты
Болезни капусты
Практическая работа
Выращивание капусты в открытом грунте
Повторительно-обобщающий урок по теме «Сведения о капустных растениях»
Самостоятельная работа по теме «Сведения о капустных растениях»
10 Зеленные овощи
Сведения о зеленных овощных растениях
Строение салата и некоторые особенности
Выращивание салата
Листовая горчица
Петрушка
Строение и некоторые особенности редиса
Выращивание редиса в открытом грунте

2
3
43
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
42
3
3
2
1
1
2
2

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135

Повторительно-обобщающий урок по теме «Зеленные овощи»
Самостоятельная работа по теме «Зеленные овощи»
Подготовка почвенной смеси для выращивания зеленных культур
Посев листового салата
Посев листовой горчицы
Посев укропа
Посев петрушки
Посев редиса
Пикировка салата
Пикировка салата
Уход за зеленными культурами
Посадка лука на перо
Уход за зеленными культурами
Итого

№

Наименование раздела, темы

п/п

2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
238

Часы
Всего

8 класс
1. Вводное занятие

2

1

Вводный инструктаж. Значение сельского хозяйства. Отрасли сельского хозяйства.

1

2

ТБ при работе на пришкольном участке и на уроках технологии

1

2. Уборка урожая

8

3

Сроки уборки семенников

1

4

Условия хранения семян

1

5

Подвешивание пучков стеблей в проветриваемом помещении

1

6

Уборка семенников укропа

1

7

Уборка семенников редиса

1

8

Хранение семян

1

9

Повторение пройденной темы

1

10

Проверочная работа на тему «Уборка семенников редиса и укропа»

1

3 Уборка капусты

10

11

Сроки и уборка капусты ранних и средних сортов

1

12

Сроки и уборка капусты поздних сортов и учет урожая

1

13

Причины разрыва кочана на корню и влияние на его хранение

1

14

Требования к зимнему хранения кочанов

1

15

Отбор кочанов на первоочередное потребление и переработку

1

16

Отбор кочанов на зимнее хранение

1

17

Простейшая переработка капусты (квашение)

1

18

Подготовка к квашению

1

19

Соление и укладка капусты

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Уборка капусты»

1

4. Посадка малины и смородины

17

21

Некоторые особенности малины. Сорта малины.

2

22

Подготовка почвы под посадку малины

1

23

Посадка малины

2

24

Весенний уход за молодыми посадками малины

1

25

Некоторые особенности смородины. Сорта смородины

1

26

Выращивание посадочного материала смородины черенками

1

27

Выращивание посадочного материала смородины отводками

1

28

Подготовка почвы под осеннюю посадку

2

29

Посадка черенков и уход за ними

2

30

Отведение ветвей и уход за отводками смородины

2

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Посадка малины и смородины»

1

32

Самостоятельная работа

1

5. Осенний уход за плодоносящим садом

12

33

Высокорослые и низкорослые плодовые деревья

2

34

Вредители плодовых деревьев

1

35

Борьба с вредителями сада ранней осенью

1

36

Обработка почвы в плодоносящем саду осенью

1

37

Внесение удобрений в плодоносящем саду осенью

1

38

Полив плодоносящих деревьев

1

39

Уход за плодоносящим садом поздней осенью: борьба с вредителями сада

1

40

Побелка штамбов и ветвей

1

41

Санитарная обрезка плодовых деревьев

1

42

Повторительно-обобщающий урок по теме «Осенний уход за плодоносящим садом»

1

43

Самостоятельная работа

1

6. Вводное занятие

2

44

Отрасли животноводства

1

45

ТБ при работе на животноводческих фермах

1

7. Молочная ферма

25

46

Значение и группы КРС

3

47

Внешний вид животных и их особенности

2

48

Породы КРС

2

49

Содержание коров и телят на молочной ферме

3

Крупная молочная ферма с частичной механизацией производственных процессов

2

Устройство и оборудование коровника для привязного содержания коров

1

52

Устройство и оборудование коровника для безпривязного содержания коров

1

53

Содержание телят на крупной молочной ферме

2

54

Содержание коров и телят на небольшой молочной ферме и в приусадебном хозяйстве

2

55

Уход за коровами в стойловый период

1

56

Правила безопасной работы при уходе за КРС

2

57

Ежедневная уборка коровника в зимнее время

1

58

Еженедельная уборка коровника и чистка коровы

1

59

Повторительно-обобщающий урок по теме «Молочная ферма»

1

60

Самостоятельная работа

1

8. Корма и кормление коров

43

61

Виды кормов

2

62

Зеленые корма

1

63

Грубые корма

1

64

Сочные корма

1

65

Концентрированные корма

1

66

Корма животного происхождения

1

67

Витаминные, минеральные и комбинированные подкормки

2

68

Комбинированные корма

2

69

Состав кормов

2

70

Подготовка кормов к скармливанию

1

71

Способы подготовки грубых кормов

1

72

Дрожжевание и кальцинирование кормов

1

50
51

73

Подготовка сочных кормов

1

74

Подготовка концентрированных кормов

1

75

Подготовка кормов к скармливанию коровам

1

76

Понятие о правильном кормлении животных, питательности кормов и кормовой единице

2

77

Нормы кормления

2

78

Рационы кормления

1

79

Нормы кормления сухостойных коров

1

80

Рационы кормления сухостойных коров

1

81

Определение живой массы коровы

2

82

Нормы кормления дойных коров

1

83

Рационы кормления дойных коров

2

84

Режим кормления коров в стойловый период

2

85

Определение живой массы коровы

2

86

Подготовка к работе (скармливание кормов)

2

87

Дневное кормление сухостойных коров

2

88

Вечернее кормление сухостойных коров

2

89

Повторительно-обобщающий урок по теме «Корма и кормление коров»

1

90

Самостоятельная работа

1

9. Ручное доение коров и учет молока

38

91

Вводный инструктаж. Понятие производственной санитарии

2

92

Поддержание чистоты в коровниках

2

93

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний

2

94

Предупреждение расстройства пищеварения и отравления животных

2

95

Личная гигиена доярки (дояра)

2

96

Правила личной гигиены

2

97

Строение вымени коровы

3

98

Образование и отдача молока

3

99

Ручное доение коров

2

100

Подготовка к ручному доению коров

2

101

Техника доения

2

102

Молочная посуда

2

103

Учет молока на ферме

2

104

Первичная обработка молока. Очистка

2

105

Охлаждение молока

2

106

Хранение молока

2

107

Уход за молочной посудой

2

108

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ручное доение коров и учет молока»

1

109

Самостоятельная работа

1

10. Защищенный грунт

11

110

Вводный инструктаж. Защищенный грунт и его значение

2

111

Утепленный грунт

1

112

Парники и их виды

1

113

Зимние теплицы

1

114

Весенние пленочные теплицы

1

115

Весенние теплицы со стеклянным покрытием

1

116

Весенние работы в парниках и теплицах

1

117

Подготовка почвенной смеси для стеллажной теплицы и закладка его на стеллажи

1

118

Повторительно-обобщающий урок по теме «Защищенный грунт»

1

119

Самостоятельная работа

1

11. Томат

27

120

Строение томата

2

121

Некоторые особенности томата

2

122

Значение томата

2

123

Виды томата по назначению: универсальные, для потребления в свежем виде, для
переработки

2

124

Сорта и гибриды томата для открытого грунта

2

125

Сорта и гибриды томата для защищенного грунта

2

126

Подготовка семян томата и посев семян

2

127

Выращивание рассады томата

2

128

Пикировка сеянцев томата

1

129

Уход за рассадой томата

2

130

Подготовка почвы для выращивания томата в открытом грунте

2

131

Высадка рассады томата в открытый грунт

1

132

Уход за рассадой томата в открытом грунте

1

133

Выращивание томата без рассадным способом

2

134

Повторительно-обобщающий урок по теме «Томаты»

1

135

Самостоятельная работа

1

12. Весенний уход за молодыми посадками малины

8

136

Признаки благополучной перезимовки посаженных зимой саженцев

2

137

Обрезка подмерзших верхушек стеблей

2

138

Подкормка растений

2

Рыхление почвы

2

13. Салат кочанный

10

140

Строение и некоторые особенности растения

1

141

Значение салата кочанного

1

142

Сорта салата кочанного

1

143

Выращивание салата кочанного посевом семян в грунт

1

144

Рассадный способ выращивания салата кочанного

1

145

Посев семян кочанного салата в теплице

1

146

Пикировка сеянцев салата кочанного в теплицу, уход и уборка

1

147

Выращивание рассада кочанного салата в питательных кубиках

1

148

Повторительно-обобщающий урок по теме «Салат кочанный»

1

149

Самостоятельная работа

1

14. Посадка плодовых деревьев

15

150

Выбор места под сад

1

151

Подбор пород и сортов плодовых деревьев

1

152

Размещение плодовых деревьев саду

1

153

Подготовка к посадке плодовых деревьев

1

154

Разбивка сада и разметка мест для саженцев

1

155

Подготовка посадочных ям

1

156

Хранение саженцев плодовых деревьев

1

157

Посадка плодовых деревьев

1

158

Прикопка саженцев плодовых деревьев на зимнее хранение

1

159

Подготовка почвенной смеси для посадки саженцев плодовых деревьев

1

160

Посадка саженцев плодовых деревьев

1

139

161

Уход за плодовыми деревьями зимой.

1

162

Снегозадержание

1

163

Повторительно- обобщающий урок по теме «Посадка плодовых деревьев»

1

164

Самостоятельная работа

1

15. Огурец

10

165

Вводный инструктаж. Строение растения

1

166

Некоторые особенности огурца

1

167

Сорта и гибриды огурца для открытого грунта

1

168

Подготовка почвы для выращивания огурца в открытом грунте

1

169

Подготовка семян к посеву: отделение тяжелых семян от легких неполноценных семян

1

170

Посев семян огурца в открытый грунт

1

171

Уход за растениями при выращивании огурца в открытом грунте

2

172

Повторительно-обобщающий урок по теме «Огурцы№

1

173

Самостоятельная работа

1

Итого

9 класс
1
1.Вводное
2
2.Уборка урожая:
3
Уборка урожая томатов
4
Получение семян томатов и огурцов
5
Сорта и гибриды огурца для защищенного грунта
6
Малообъемная технология выращивания огурца в зимних теплицах
7
Выращивание огурца в зимних теплицах
8
Обобщающие уроки по теме «Уборка урожая»
9
3.Уход за молодым садом:
10
Проверка состояния молодых посадок плодовых деревьев
11
Уход за молодым неплодоносящим садом

238

2
22
4
4
4
4
4
2
30
5
5

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Подготовка молодого сада к зиме
Обрезка плодовых деревьев
Формирование кроны молодого плодового дерева
Обобщающие уроки по теме «Уход за молодым садом»
Контрольная работа по темам «Уборка урожая», « Уход за молодым садом»
4.Производственная санитария на молочной ферме:
Зоологические требования к условиям содержания коров
Правила производственной санитарии
Личная гигиена работников молочной фермы
Обобщающие уроки по теме «Производственная санитария на молочной ферме»
5.Раздой новотельных коров:
Содержание и кормление коров перед отелом и в первые дни после него
Содержание и кормление новотельной коровы при раздое
Обобщающий урок по теме «Раздой новотельных коров»
6.Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота:
Выращивание телят в профилакторный период
Выращивание телят в молочный период
Желудочно-кишечные заболевания у телят в молочный период и меры их предупреждения
Выращивание телок для ремонта стада.
Откорм молодняка крупного рогатого скота
Обобщающие уроки по теме «Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота»
Контрольная работа по темам «Раздой новотельных коров», «Выращивание телят и
молодняка крупного рогатого скота»
7.Механизация доения коров:
Сведения о доильных установках.
Устройство и принцип действия доильного аппарата
Разборка и сборка доильного аппарата
Машинное доение коров со сбором молока в доильное ведро
Машинное доение коров двумя доильными аппаратами
Доильные аппараты с автоматическим управлением режимом доения и доильные
автоматизированные установки
Обобщающие уроки по теме «Механизация доения коров»
Контрольная работа по теме «Механизация доения коров»
8.Пастбищное содержание крупного рогатого скота:
Сведения о пастбищах
Кормовые травы пастбищ

5
6
6
2
1
13
4
4
4
1
21
10
10
1
45
8
8
10
8
8
2
1
46
10
5
6
6
6
10
2
1
40
8
7

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Ядовитые травы пастбищ
Пастьба коров
Способы пастьбы
Пастьба телят
Обобщающий урок по теме «Пастбищное содержание крупного рогатого скота»
Контрольная работа по теме «Пастбищное содержание крупного рогатого скота»
9.Лошади:
Значение и особенности лошадей.
Породы лошадей
Содержание рабочих лошадей и уход за ними
Кормление рабочих лошадей
Одноконная упряжь и запряжка рабочих лошадей
Обобщающий урок по теме «Лошади»
Контрольная работа по теме «Лошади»
10.Выращивание огурцов в защищенном грунте:
Подготовка весенних теплиц к новому сезону

7
4
8
4
1
1
35
8
10
5
5
5
1
1
26
4

62
63
64
65
66
67
Итого

Выращивание рассады огурцов для теплицы
Выращивание огурцов в весенней теплице
Вредители и болезни растений огурца в защищенном грунте
Выращивание огурцов под пленочным укрытием
Обобщающий урок по теме «Выращивание огурцов в защищенном грунте»
Контрольная работа по теме «Выращивание огурцов в защищенном грунте»

5
5
6
4
1
1
280


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».