МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого
муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе основного общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 7505061)
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном"
для обучающихся 5-9 классов
с.Басмановское 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участника-ми образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.12022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями
по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
5–7, 8–9, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только-на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
4.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного
года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное
занятие
проходит
каждый
понедельник.
Оно
начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации,
слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением
в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на
будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала
взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как
вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки:
жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их
влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и
навыки
спасателей.
Поведение
в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение
к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России.
Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История
развития
отечественной
мультипликации.
Отечественная
школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. Современная мультипликация,
профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое
дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских
классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном
развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах
России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли —приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление
как причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие
умения слышать друг друга и трудиться сообща разделять успех и вместе
переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующим
поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного
края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли раз-личных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам
России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального
воздействия
искусства;
осознание
важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и на-родного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружаю-щей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную
систему
научных
представлений
об
основных
закономерностях раз-вития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и
знаниям других; повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения
в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное от-ношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений
группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть
способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии; объяснять причины
достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку,
его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право
другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия:
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная
передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение
главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте, извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий художественного текста от текста научного, делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии
на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией
автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную
оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений вы-являть особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи; формирование умения
рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории
родного края, истории России и миро-вой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с
важнейшими события-ми XX — начала XXI вв.; формирование умения
определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института, о характерных
чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в
Российской Федерации, об основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и
образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и
природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства, связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания
для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной
действительности;
развивать
умения
анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным
видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том
числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать
взаимосвязи
между
изученными
природными,
социальными
и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми
географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать
характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Зачем человеку учиться?
1
разговорыоважном. рф
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
разговорыоважном.рф
3
Цифровой суверенитет страны
1
разговорыоважном.рф
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
разговорыоважном.рф
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
разговорыоважном.рф
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
разговорыоважном.рф
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
разговорыоважном.рф
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
разговорыоважном.рф
9
Общество безграничных возможностей
1
разговорыоважном.рф
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
разговорыоважном.рф
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
разговорыоважном.рф
12
Профессия — жизнь спасать
1
разговорыоважном.рф
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
разговорыоважном.рф
14
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
1
разговорыоважном.рф
16
Совесть внутри нас
1
разговорыоважном.рф
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
разговорыоважном.рф
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
разговорыоважном.рф
20
Как создавать свой бизнес?
1
разговорыоважном.рф
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню
науки
1
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
разговорыоважном.рф
23
Герой с соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
разговорыоважном.рф
24
День наставника
1
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
1
разговорыоважном.рф
26
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
разговорыоважном.рф
27
Как справляться с волнением?
1
разговорыоважном.рф
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
разговорыоважном.рф
29
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
разговорыоважном.рф
30
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
разговорыоважном.рф
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
разговорыоважном.рф
32
Ценности, которые нас объединяют
1
разговорыоважном.рф
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32
6 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Зачем человеку учиться?
1
разговорыоважном.рф
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
разговорыоважном.рф
3
Цифровой суверенитет страны
1
разговорыоважном.рф
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
разговорыоважном.рф
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
разговорыоважном.рф
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
разговорыоважном.рф
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
разговорыоважном.рф
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
разговорыоважном.рф
9
Общество безграничных возможностей
1
разговорыоважном.рф
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
разговорыоважном.рф
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
разговорыоважном.рф
12
Профессия — жизнь спасать
1
разговорыоважном.рф
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
разговорыоважном.рф
14
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко Дню
1
разговорыоважном.рф
Конституции
16
Совесть внутри нас
1
разговорыоважном.рф
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
разговорыоважном.рф
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
разговорыоважном.рф
20
Как создавать свой бизнес?
1
разговорыоважном.рф
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню
науки
1
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
разговорыоважном.рф
23
Герой с соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
разговорыоважном.рф
24
День наставника
1
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
1
разговорыоважном.рф
26
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
разговорыоважном.рф
27
Как справляться с волнением?
1
разговорыоважном.рф
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
разговорыоважном.рф
29
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
разговорыоважном.рф
30
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
разговорыоважном.рф
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
разговорыоважном.рф
32
Ценности, которые нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
32
разговорыоважном.рф
7 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Зачем человеку учиться?
1
разговорыоважном.рф
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
разговорыоважном.рф
3
Цифровой суверенитет страны
1
разговорыоважном.рф
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
разговорыоважном.рф
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
разговорыоважном.рф
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
разговорыоважном.рф
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
разговорыоважном.рф
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
разговорыоважном.рф
9
Общество безграничных возможностей
1
разговорыоважном.рф
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
разговорыоважном.рф
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
разговорыоважном.рф
12
Профессия — жизнь спасать
1
разговорыоважном.рф
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
разговорыоважном.рф
14
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко Дню
1
разговорыоважном.рф
Конституции
16
Совесть внутри нас
1
разговорыоважном.рф
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
разговорыоважном.рф
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
разговорыоважном.рф
20
Как создавать свой бизнес?
1
разговорыоважном.рф
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню
науки
1
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
разговорыоважном.рф
23
Герой с соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
разговорыоважном.рф
24
День наставника
1
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
1
разговорыоважном.рф
26
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
разговорыоважном.рф
27
Как справляться с волнением?
1
разговорыоважном.рф
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
разговорыоважном.рф
29
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
разговорыоважном.рф
30
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
разговорыоважном.рф
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
разговорыоважном.рф
32
Ценности, которые нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
32
разговорыоважном.рф
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Зачем человеку учиться?
1
разговорыоважном.рф
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
разговорыоважном.рф
3
Цифровой суверенитет страны
1
разговорыоважном.рф
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
разговорыоважном.рф
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
разговорыоважном.рф
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
разговорыоважном.рф
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
разговорыоважном.рф
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
разговорыоважном.рф
9
Общество безграничных возможностей
1
разговорыоважном.рф
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
разговорыоважном.рф
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
разговорыоважном.рф
12
Профессия — жизнь спасать
1
разговорыоважном.рф
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
разговорыоважном.рф
14
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко Дню
1
разговорыоважном.рф
Конституции
16
Совесть внутри нас
1
разговорыоважном.рф
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
разговорыоважном.рф
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
разговорыоважном.рф
20
Как создавать свой бизнес?
1
разговорыоважном.рф
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню
науки
1
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
разговорыоважном.рф
23
Герой с соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
разговорыоважном.рф
24
День наставника
1
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
1
разговорыоважном.рф
26
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
разговорыоважном.рф
27
Как справляться с волнением?
1
разговорыоважном.рф
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
разговорыоважном.рф
29
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
разговорыоважном.рф
30
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
разговорыоважном.рф
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
разговорыоважном.рф
32
Ценности, которые нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
32
разговорыоважном.рф
9 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Зачем человеку учиться?
1
разговорыоважном.рф
2
Русский язык в эпоху цифровых
технологий
1
разговорыоважном.рф
3
Цифровой суверенитет страны
1
разговорыоважном.рф
4
Мирный атом. День работника атомной
промышленности
1
разговорыоважном.рф
5
О творчестве. Ко Дню музыки
1
разговорыоважном.рф
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
разговорыоважном.рф
7
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
разговорыоважном.рф
8
О городах России. Ко Дню народного
единства
1
разговорыоважном.рф
9
Общество безграничных возможностей
1
разговорыоважном.рф
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина
1
разговорыоважном.рф
11
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога
1
разговорыоважном.рф
12
Профессия — жизнь спасать
1
разговорыоважном.рф
13
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
разговорыоважном.рф
14
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко Дню
1
разговорыоважном.рф
Конституции
16
Совесть внутри нас
1
разговорыоважном.рф
17
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
разговорыоважном.рф
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее
1
разговорыоважном.рф
20
Как создавать свой бизнес?
1
разговорыоважном.рф
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню
науки
1
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
разговорыоважном.рф
23
Герой с соседнего двора. Региональный
урок ко Дню защитника Отечества
1
разговорыоважном.рф
24
День наставника
1
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
1
разговорыоважном.рф
26
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
разговорыоважном.рф
27
Как справляться с волнением?
1
разговорыоважном.рф
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
разговорыоважном.рф
29
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
разговорыоважном.рф
30
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда
1
разговорыоважном.рф
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
разговорыоважном.рф
32
Ценности, которые нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
32
разговорыоважном.рф