МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "БАСМАНОВСКАЯ СОШ"
Приложение № 1 к Основной образовательной
программе начального общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора школы
Ю.А. Михайлова
Приказ № 0109 -1от 01.09.2025
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«В мире профессий»
1-4 классы
срок реализации 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «В мире профессий»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования, на основе программы авторского курса
внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители
Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в
профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе,
профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести
уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема
профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как
никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и
место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального
самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического
развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий
для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда
(цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Условия эффективной реализации данной программы:
изменятся методологические основания построения педагогического процесса в
начальной школе;
педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного
образа человеческой деятельности в начальной школе;
создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы
начальной школы;
использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;
использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого
интегрального образовательного пространства ребёнка;
сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в
начальной школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе
родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором
психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие
человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от
объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек –
художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления
о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков,
необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших
школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых,
включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая
будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих
способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако
профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный
творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор,
представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии,
конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на
протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных
мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это
рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев,
проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов,
выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
На реализацию рабочей программы курса «В мире профессий» в 1-м классе отводится
33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Общий объём составляет 135 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.)
Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в
деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод.
Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.)
Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти
здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии
наших мам. Кем быть?
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.)
Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия
водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр.
Все профессии нужны, все профессии важны.
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7 ч.)
Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское
путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть?
2 класс
Раздел 1. Мир профессий (3 ч.)
Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий».
Раздел 2. Профессии, связанные с природой (5 ч.)
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия
флорист. Профессия овощевод.
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (10 ч.)
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь».
Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз.
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8 ч.)
Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза.
ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург.
Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.)
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия –
библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор.
Создание странички портфолио – «Труд в почете любой».
3 класс
Раздел 1. Представление о труде взрослых (7 ч.)
Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама
– лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения
профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение
«Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи.
Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной
странички портфолио по теме: «Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.)
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век
прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести
профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.)
Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы
хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой
профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны –
все профессии нужны!
4 класс
Раздел 1. В гостях у своего «Я» (9 ч.)
В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость – работа.
«Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». Характер
и выбор профессии.
Раздел 2. Правила выбора профессии (12 ч.)
Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия».
Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии
(«хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление
странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!».
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.)
Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая
профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий».
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.)
Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио». Итоговая
конференция «Мир профессий».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события
с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои
успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными,
учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и
учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы
их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную
задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить
понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые
средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать
понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную
тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:
1 класс
- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия,
признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами
выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
конкретные жизненные ситуации;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2 класс
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева,
мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание
описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
4 класс
рациональное использование распространённых технических средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного
процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации
(таблицы, схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери
её смысла и полноты;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий.
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «В мире профессий»
сформирована с учетом рабочей программы воспитания. Модуль «Школьный урок»
рабочей программы воспитания реализуется на каждом уроке.
Использование воспитательного потенциала урока предполагает, что педагог:
устанавливает доверительные отношения между учителем и учениками,
способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
активизации их познавательной деятельности;
побуждает школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
привлекает внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организовывает работу детей с социально значимой информацией –
обсуждать, высказывать мнение;
использует воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
применяет на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры,
дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
организовывает шефство мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками;
инициирует и поддерживает исследовательскую деятельность школьников.
На основе требований к личностным результатам освоения обучающимися ООП
НОО, установленными ФГОС НОО, представлены целевые ориентиры результатов в
воспитании, развитии личности обучающихся.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
При определении воспитательных задач уроков, занятий учитываются следующие
целевые ориентиры результатов воспитания ООП НОО:
Гражданское воспитание:
- знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
- понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
- проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
- проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
- выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
- принимающий участи в жизни класса, школы, в том числе самоуправлении,
ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
- осознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране;
- проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России;
- знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
- принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание.
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,
религиозной принадлежности);
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми
разных народов, вероисповеданий;
- проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей;
- проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
- проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
- сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
- ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
- выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
- проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей). Понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
- способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
- проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
- участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей
местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
- ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
- ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природой и социальной средой;
- развивающий навыки использования различных средств познания, накоплений
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
- демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы ООП НОО
МКОУ «Басмановская СОШ» реализуется модуль «Урочная деятельность»
Урочная деятельность
Дела, события, мероприятия
Классы
Сроки
проведения
Организаторы/
ответственные
Использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета:
- включение в урок
воспитывающей информации с
последующим её обсуждением;
- привлечение внимания учеников
к нравственным проблемам,
связанным с материалом урока;
- привлечение внимания учеников
к проблемам общества;
- еженедельное исполнение Гимна
РФ (перед началом первого урока)
в соответствии с требованиями
законодательства.
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Выбор методов, методик,
технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на
личность
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Применение интерактивных форм
учебной работы
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Включение в урок игровых
технологий с целью развития
креативного мышления
обучающихся
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Организация наставничества
ученик-ученик
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Организация исследовательской
деятельности воспитательной
направленности.
1-4
В течение года
Учителя-предметники
Школьная предметная неделя
1-4
По плану МО
Руководитель МО
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
Наименование разделов и
тем программы
Раздел 1. Профессии,
связанные с природой
Раздел 2. Профессии
наших мам
Раздел 3. Профессии
наших пап
Раздел 4. Профессии,
связанные с
путешествиями
Количество
часов
10
8
8
7
Форма проведения
занятия
Беседа, наблюдение
Практикум.
Ролевая игра
Викторина
Эксперимент, игра.
Деловая игра
Соревнование.
Инсценирование
Беседа. Экскурсия
Викторина
Коллективное обсуждение
Ролевая игра
Соревнование. КВН
Творческая мастерская, работа
в группах
Инсценирование
Практическая работа
Игра-соревнование
Ролевая игра
Беседа. Работа в парах
Виртуальная экскурсия
Творческая работа в группах
Беседа
Конкурс рисунков
Мини-исследование
Интерактивное занятие
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Виртуальная экскурсия
Коллективное обсуждение.
Групповая работа
Проектная деятельность
Защита проектноисследовательских работ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
33
Количество
часов
Форма проведения
занятия
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
1
2
3
Раздел 1. Мир профессий
Раздел 2. Профессии,
связанные с природой
Раздел 3. Профессии,
которые нас охраняют
3
5
10
Виртуальная экскурсия
Проектная деятельность
Исследовательская работа
Ролевая игра, практикум
Интерактивное занятие
Творческая работа в парах
Викторина
Познавательная игра
Беседа. Викторина
Игра-состязание
Практическая работа в парах
Творческая мастерская
Ролевая игра
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
4
5
Раздел 4. Профессии,
которые нас лечат
Раздел 5. Профессии в
школе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и
тем программы
Раздел 1. Представление о
труде взрослых
8
8
Познавательная игра
Групповые исследования
Имитационная игра
Виртуальная экскурсия
Мини-исследование
Групповая работа
Познавательная игра
Эвристическая беседа
Творческая работа. Конкурс
рисунков
Викторины с элементами
творчества
Игра-путешествие
Беседа. Коллективное
обсуждение
Ролевая игра
Виртуальная экскурсия
Практикум. Викторина
Экскурсия в библиотеку.
Творческая работа в группах
Экспресс-исследование
Коллективное обсуждение.
Защита исследовательских
работ
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
34
Количество
часов
7
Форма проведения
занятия
Коллективная беседа.
Самостоятельная работа с
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
текстом
Виртуальная экскурсия
Коллективное обсуждение.
Викторина. Беседа. Практикум
Деловая игра.
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
2
3
4
Раздел 2. Кем работают
мои родные?
Раздел 3. Эволюция
профессий
Раздел 4. Сложности
выбора профессии
9
7
11
Беседа. Викторина
Мини-исследование
Исследовательская работа
Практикум, творческая работа
Выставка
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Выставка работ. Обсуждение
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Мини-исследование
Групповой проект
Эвристическая беседа.
Практическая работа
Интерактивное занятие
Тестирование. Викторина
Исследовательская
деятельность
Практическая работа
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Тренинг
Творческая работа. Конкурс
рисунков. Инсценирование
Беседа. Тестирование
Творческая мастерская
Викторины с элементами
творчества
Проект. Конкурс газет
Деловая игра. Выступления
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
34
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Форма проведения
занятия
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
1
2
Раздел 1. Представление о
труде взрослых
Раздел 2. Кем работают
мои родные?
7
9
Коллективная беседа.
Самостоятельная работа с
текстом
Виртуальная экскурсия
Коллективное обсуждение.
Викторина. Беседа. Практикум
Деловая игра.
Беседа. Викторина
Мини-исследование
Исследовательская работа
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Практикум, творческая работа
Выставка
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Выставка работ. Обсуждение
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
3
4
Раздел 3. Эволюция
профессий
Раздел 4. Сложности
выбора профессии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
7
11
34
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Мини-исследование
Групповой проект
Эвристическая беседа.
Практическая работа
Интерактивное занятие
Тестирование. Викторина
Исследовательская
деятельность
Практическая работа
Тренинг
Творческая работа. Конкурс
рисунков. Инсценирование
Беседа. Тестирование
Творческая мастерская
Викторины с элементами
творчества
Проект. Конкурс газет
Деловая игра. Выступления
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Форма проведения
занятия
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
1
2
Раздел 1. В гостях у своего
«Я»
Раздел 2. Правила выбора
профессии
9
12
Беседа. Практикум
Творческая работа
Коллективное обсуждение
Деловая игра
Викторина. Конкурс рисунков
Виртуальная экскурсия
Обсуждение
Тестирование.
Мини-исследование
Исследовательская
деятельность
Проектная деятельность
Конкурс
Деловая игра, практикум
Интерактивное занятие
Игра-соревнование в группах
Мини-исследование
Творческая работа в парах
Беседа. Практикум
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов
http://psiholocator.com/
3
4
Раздел 3. Профессии без
которых не обойтись
Раздел 4. Мир профессий
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9
4
34
Тестирование. Групповые
исследования
Групповые исследования
Дискуссия
Исследовательская
деятельность
Конкурс тематических плакатов
Выступление. Конкурс газет
Проектная деятельность
Конференция
Викторина. Игра-состязание
Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online)
Атлас новых профессий (atlas100.ru)
Готовые уроки по профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
Электронный музей профессий http://profvibor.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тетрадь для словаря
Альбом для рисования
Цветные карандаши, фломастеры
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего
курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008
Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для
учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:
Изд.«Знание», 2009.
Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие /
Кемерово, 2016
Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль,
2018
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное
пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”,
ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015
Большая детская энциклопедия «Выбор профессии».
– М.: Изд.
«Просвещение», 2017
Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009
Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для
малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Всероссийские открытые уроки Проектория - http://proektoria.online
Атлас новых профессий- http://atlas100.ru
Готовые уроки по профориентации - http://moeobrazovanie.ru
Электронный музей профессий - http://profvibor.ru/
Тест. Карта интересов- http://psiholocator.com/